MUROM.ru
Проект обновления парка
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

 

Кого впервые официально назвали «Муромцами»?

Современные жители Муромского края с почтением говорят о святом преподобном Илии Муромце и с гордостью называют себя «Муромцами», ни сколько не задумываясь об истории этого слова. Я думаю, что в просторечье слово «Муромец» ходило издревле вместе другими словами муромский, муромлянен и т.д. Но вот когда оно было впервые применено в документах, и кого официально назвали этим словом, для меня было вопросом. Для того, что бы ответить на него пришлось заглянуть в далекое прошлое Руси. Помогли сделать это сохранившиеся до нашего времени источники того времени: книги, грамоты, списки, описи и прочие пергаменты.

Слово «Муромцы» впервые встретилось в найденном мною документе, датированном началом 16 века. Среди грамот, сохранившихся в Российском Государственном архиве, имеется «Судный список по делу об оговоре Федором Ивановичем сыном Крыжина Муромских детей боярских в намерении бежать в Литву». В этой грамоте сказано: «Князь Борис прислал к Великому князю Степанка и Гаврила Логиновых детей Щукина, которых поймали дети боярские Муромцы». Сочетание слов «Муромские дети боярские» в названии грамоты и «дети боярские Муромцы» в ее содержании указывает на то, что людьми, которых называли Муромцами, были дети боярские, имевшие какое-то отношение к Мурому.

Первое что пришло на ум, что это представители боярских родов – то есть их дети. Но почему они муромские? Только тщательное изучение документов, относящихся к периоду 11-15 веков, позволило опровергнуть это предположение и определить тех, кого впервые так называли.

В конце первого тысячелетия основу рати «светлых» князей, а именно так называли себя русские князья, составляла княжья дружина. Со времен верхний слой дружины, стали составлять люди, имевшие крупные землевладения-бояре. В начале второго тысячелетия они образовали отдельное боярское сословие, имевшее значительную власть в своих руках. Уже в 11 веке часть бояр, больше заботясь о своих вотчинах, была малоподвижной, и отказывалась участвовать в военных походах, организованных великими князьями. И тогда князья стали формировать лагеря дружинников, готовых по первому княжьему зову выступить в поход. Кандидатов в дружинники, как правило, выбирали не из боярских родов и большинство из них являлись жителями отдаленных уделов. Чтобы добиться верность, великие князья жаловали дружинников землями, расположенными ближе к стольному граду. Сначала этих людей называли «детскими», а позднее предположительно с 15 века стали именовать детьми боярскими.

Очень скоро в 16 веке выражение дети боярские стало встречаться вместе со словосочетанием служилые люди. Вместе они образовывали служилое сословие Руси, для которого служба государю была смыслом жизни. В тот период времени служилые люди составляли основу русского войска. Для того что бы упорядочить службу этого сословия, в середине 16 века было принято Соборное Уложение, регламентирующее ее. Как и прежне основной обязанностью этих людей являлась служба в назначенном месте и определенном качестве. При этом служилое сословие делилось на две неравные группы. Меньшинство его, так называемые служилые люди – получало назначение непосредственно из центральных учреждений и составляло ближайшее дворцовое окружение царя. Представители этого меньшинства занимали все более значительные военные, гражданские и придворные должности и образовывали так называемый «государев двор» - верхушку правящего класса. Они разделялись на выборных и дворовых. Остальное подавляющее большинство сословия входило в местные служилые организации - провинциальные отряды детей боярских (по терминологии того времени служили «с городом»). При царе Иване Грозном выборные постепенно заняли первенствующее положение в списках знатных людей того времени, вытеснили из него представителей княжеских родов.

Значительная часть этого сословия проживала в регионах, называемых тогда уездами. Центрами уездов являлись города. Одним из таких уездов, образованном в 15 столетии вокруг города Мурома являлся Муромский. Часть служилого сословия, проживающего в этом уезде и уездном городе, называлась как «служилый город Муром». Во всех документах представители этой служилой корпорации именовались «служилыми людьми и детьми боярскими Муромцами». Начиная с 17 столетия, слово служилые люди вытеснило выражение дворяне. Ежегодно по распоряжению Разрядного Приказа воеводам предписывалось проводить смотр «служилого города». По итогам смотра составлялись разрядные десятни, в которых перечислялись служилые люди верстанные служить в выборе или в дворовых, дети боярские записанные в городе и новики. По заведенному тогда правилу в новики молодых людей верстали по достижению ими пятнадцатилетнего возраста. Верстали на службу, как правило, представителей «добрых» родов. При этом действовал принцип поруки. Поручателями были «Муромцы», уже зарекомендовавшие себя. В 16 веке были определены два вида «кормления» служилых людей и детей боярских – земельное в виде поместного оклада и денежное в виде денежного оклада. При усердном отношении человека к службе его поместный и денежный оклады росли. Поместный оклад измерялся в четвертях и определял максимальный размер поместного землевладения служилого человека. Реальные размеры землевладений были значительно меньше и составляли в среднем половину оклада. Большинству «Муромцев» поместья отказывалась на территории Муромского уезда. Денежное содержание возрастало за счет единовременных выплат, которые назначались за участие в определенном военном походе.

Согласно разрядных десятен, составленных в конце 16, начале 17 веков в составе служилой корпорации Мурома числилось около полторы сотни человек. Около двадцати пяти «Муромцев» были записаны в дворовых, значительная часть - порядка восьмидесяти человек верстались с городом, остальные были новиками. Среди «служилого города» Мурома были представители более чем тридцати родов. Наиболее весомыми в служилой корпорации были род князей Болховских, рода Дурасовых, Борисовых, Мертвых, Языковых, Крокозовых, Лукиных, Лупандиных и Чертковых.

Еще до появления служилого города Мурома в качестве воина – инока прославился Илья Муромец. Вероятнее всего, что наш славный преподобный Илья сначала так же являлся «детским» дружинником великого князя. И приставка Муромец, которую он получил уже в 16 веке, лишь подтверждает это.

На протяжении всей своей истории Муромцы славили свой город. В походе на Казань, в 1552 году, они так же отметились доблестью. В решающий момент битвы, отражая вылазку татар, «…явились Муромцы, дети боярские, стародавные племенем и доблестью … ударили, сломили неприятеля, втиснули в ров».

В числе известных Муромцев в 17 столетии были Дружина Осоргин, Сума Кровков и т.д.

В последующем это выражение стало часто встречаться в официальных документах.

Виктор Ершов

 

Доска объявлений

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 16 гостей.