MUROM.ru
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

 

Духовные центры Муромского края в средние века

strict warning: Only variables should be passed by reference in /var/www/html/drupal6/modules/book/book.module on line 559.
В средние века, Муром стал административным центром большого края. Территория Муромского уезда располагалась на левом и правом берегах реки Оки, и разделялась на станы. На правом берегу реки Оки находились Куземский, Замотренский станы, на левом берегу реки Стародубский стан. Земли Дубровского и Унженского станов располагались по обоим берегам реки Оки. Муром стал так же, экономическим центром этого региона. На его территории располагалось большое количество торговых лавок, двор ремесленников, промысловиков. В нем проживали все знатные Муромцы.

Естественно, он стал и крупным духовным центром данного края. Источники середины и конца 16 века указывают на наличие в то время в Муроме 13 церквей: Рождества Христова; Николы Чудотворца, что на Мокром; Ивана Предтечи; Симеона святого; Вознесенья Христова; Ильи пророка; Успенья; Благовещенья; Егорья святого; Воскресения Христова; Николы Чудотворца Можайского; Ивана Милостливого; Воздвиженья. Церковь Рождества Христова упоминается в середине 15 века. Сыновья Великого князя Василия Васильевича (Темного), Иван и Юрий скрывались на территории этой церкви от своего дяди князя Дмитрия Шемяко, когда тот желал избавиться от них, как от бедующих наследников. Уже тогда эта церковь стояла в укрепленной части поселения. Все эти церкви продолжали действовать в 70-х годах того века, когда, в результате великого мора на территории края, и постоянного участия Муромцев в войнах с казанцами и «луговыми народами», его население существенно уменьшилось. Из 755 жилых дворов в Муроме в 1566 году, к 1574 году осталось заселенными лишь 218 дворов. В том же 1574 году, при описании города, упоминаются лавки Вознесенского, Спасского и Козьмодемьянского монастырей, находящихся на посаде, около города. Напоминаем, что тогда, городом называлась часть поселения, находящаяся за укрепленной стеной, то есть в кремле (современная территория Окского парка), остальная часть поселения около кремля именовалась посадом. Здесь же, впервые упоминается Никольский Бутылицкий монастырь, расположенный в Куземском стану. Двор игумена этого монастыря располагался в городе. В 1636 году в Муроме находились, внутри города, церковь соборная Рождества Христова, каменная и две деревянных церкви. За городом на посаде, находились два мужских, Спасский и Благовещенский, и два девичьих, Троицкий и Воскресенский, монастыря. В монастырях стояло пять каменных и три деревянных церквей. На посаде так же действовали 12 приходских церквей. В 18 веке в Муроме стояли 8 каменных и 6 деревянных церквей.

На территории Муромского уезда находились 5 монастырей и более 115 церквей, причем 35 из них, располагались на погостах. Крупнейшим из монастырей уезда являлся Борисоглебский. Он же был одним из древнейших монастырей нашего края. Первое точное известие об этом монастыре относится к середине XIV века. В середине 16 века на территории монастыря стояли деревянные церкви святых благоверных великих князей Бориса и Глеба и Святых мучеников Флора и Лавра. Позднее, в середине 17 века, вместо них были построены две каменных церкви: Вознесения Господня и Рождества Христова. Рядом с монастырем была слободка, в которой, в кельях жили «нищие старцы», а так же поселились монастырские служки, работавшие на монастырских подворьях и землях. К концу того же века, в Борисоглебском монастыре было уже 4 церкви. На вершине реки Ушна располагался монастырь Бутылицкая пустынь, ранее известный нам как Никольский Бутылицкий монастырь. В нем находились две церкви, Николая Чудотворца и Стретения, построенные вотчинником Никитой Языковым, и 4 кельи, в том числе келья игумена монастыря, Авраама. Значительным духовным центром являлось село Дуброво на реке Ушне, входившее в вотчину Троицы-Сергиева монастыря. В этом селе стояли церковь во имя собора Архистратига Михаила и другая церковь и во им святой великомученицы Прасковьи, нареченной Пятницы. Рядом, в приселке Талызино, была церковь Рождества Пречистой Богородицы. За рекой Ушной в роще находился монастырь, в котором стояли церковь Святой Троицы и церковь Флора и Лавра. Все церкви были построены Сергиевым монастырем. Рядом с монастырем, в слободке жили нищие старцы и монастырские служки. В селе Арефино рядом расположились монастырь и погост. В монастыре, рядом с церковью преподобных Бориса и Глеба, находились 13 келий, в которых жили 17 старцев. Построена она была на средства вотчинников и прихожан. На погосте стояла церковь Николы Чудотворца. Монастырь Спасская Прохорова пустынь находился между речками Черной и Крутец. В монастыре стояли церковь Преображения Господня, церковь Николы Чудотворца, дворы попа, дьячка, пономаря и 4 кельи. В селе Остроумово, рядом с церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы, располагался двор патриарха Всея Руси Филарета.

В разных местах уезда стояли села, являвшиеся центрами приходов. Село Репино на речке Мокрой, в котором была церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы, являлось центром прихода для жителей деревень Хлудова, Мишина, Минина. В приход села Борисово, в котором стояла церковь во имя Ивана Богослова, входили деревня Битюково и сельцо Волнино. В селе Булатниково вотчинниками были построены две церкви, во имя Рождества Христова и во имя Николая Чудотворца. В Булатниковский приход входили деревни Мордвинова, Коровья голова, Зименки и Межищи.

Село Климово с церковью Успенья Пресвятой Богородицы было центром прихода для жителей сельца Занина, деревень Гуслицы, Митенева и Нечаевки. В селе Ковардицы церковь, в честь Воскресения Христова, была построена на месте, сгоревшей ранее церкви Hиколы Чудотворца. Так же вотчинниками была поставлена церковь во имя великомученицы Прасковьи–Пятницы. В приход данного села входили сельца Лопатино и Ново, деревни Ветошкино, Михайловичи, Треховичи и Макарово. Село Лазарево, в котором была церковь во имя праведного Лазаря и другая церковь во имя Собора Архистратига Михаила, было приходским центром для жителей деревень Подболотной, Кривицы, Растуева и мельниц, расположенных по реке Ильинке. В селе Малотицы вотчинники поставили церковь святого великомученика Георгия. В приход этого села входили деревни Барановка и Глебовка. Село Новые Котличи с церковью Обретения Честной Главы Иоанна Предтечи, построенной вотчинниками, являлось центром прихода, в который, кроме данного села входили деревни Бабурина и Сельцо. Рядом стояло село Старые Котличи, которое являлось духовным центром для своих жителей и жителей деревень Бердышево, Лесниково, Пополутово, Савкино, Хоробрицы, Михалево, Столбищи и Саванчаково. В селе стояла церковь во имя святого Николая Чудотворца. В приход села Санникова, в котором была церковь Николая Чудотворца, входили деревни Степанково и Саксино. Село Стригино с церковью во имя Архангела Михаила, было центром прихода, в который входили деревни Кальдино, Иванцово и Черемисино. В селе Клин на реке Оке помещики поставили две церкви, во имя Пресвятой Богородицы и во имя Николая Чудотворца. Оно стало духовным центром для жителей приселка Курмыш, деревень Онферово и Фофаново. Перечисление всех сел Муромского уезда и церквей в них займет много места, а оно ограничено размерами данной статьи, но хотелось бы отметить села Ивонино, Александрово, Городище, Ершово, Урваново, Ватреницы, Карачарово, Лазаревское, Малышево, Мошок и Загарино, в которых стояло по две церкви. Центрами некоторых территорий являлись погосты. Как, например погост Муска на реке Ушна, на котором стояла церковь Успения Пресвятой Богородицы, был центром прихода, в котором числились сельцо Ново, деревни Лобаново, Прислон, Высоково, Андреевка и Селищи. А погост Василия Кесарийского с церковью во имя святого Василия Блаженного, был духовным центром для жителей деревень Пансырева, Катышева, Чабышева, Меленки, Юрьево, Коржавино, Охеево, Ново,Грибково, Обрамово, Михайлова и Юрьева.

Мы сделали ознакомительный обзор монастырей, приходов и церквей Муромского края в средние века. В это время монастыри, расположенные вдали от городов, приходили в упадок. Постепенно появлялись монастыри на посадах рядом с городом. Зато увеличивалось количество церквей в селах края, вокруг которых объединялись в приходы жители, близлежащих поселений. Ставились данные церкви на средства вотчинников, помещиков, прихожан и монастырей.

Виктор Ершов
23 января 2007

Карта Добрынкина

Доска объявлений

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 23 гостя.