Баннер Элекс
MUROM.ru
blank
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

Будем ли мы платить еще и за телерадиоволны?

В Информационном бюллетене "Телерадиовещание" №3 за 2002 год содержится статья, которая показалась весьма интересной, чтобы привести ее здесь полностью. Вопрос, освещаемый в ней, может коснуться всех нас, причем в самое ближайшее время. Речь идет о введении абонентской платы за теле- и радиовещание, а именно - оплаты ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ приема теле- и радиопрограмм.
Что будет дальше?..

Г.Т.Дерибас, ОАО ВНИИТР
КОНЦЕПЦИЯ ВВЕДЕНИЯ АБОНЕНТСКОЙ ПЛАТЫ ЗА ТЕЛЕ- И РАДИОПРОГРАММЫ

В рамках прошедшего 12-1б октября К Евразийского форума работала Сессия «Общественное телевидение и Законодательство о СМИ». На ней секретарь Союза журналистов России М.А.Федотов представил свой проект закона об Общественном телевидении. Уже прошло несколько обсуждений этого проекта и сейчас с законопроектам знакомятся депутаты Госдумы из разных фракций. В начале декабря он был вынесен на рассмотрение Государственной Думы. В законе еще остается очень иного спорных вопросов, касающихся его основных положений. Это и то, что на канале должен быть создан наблюдательный совет, который бы утверждался парламентом и состоял из представителей общества, специалистов в области телерадиовещания, СМИ, культуры и формировал программную политику, и финансирование канала, предполагаемое из трех источников: из госбюджета, из спонсорской помощи и абонентской платы, которая носила бы символический характер, так как, считают авторы проекта, государство не должно иметь возможности учреждать свои телерадиокомпании, потому как оно не может выдержать и общественное, и государственное ТВ.
Нам представилось интересным познакомить вас, уважаемые читатели, с мнением по вопросу введения абонентской платы заведующего секторам комплексных проблем телевидения и радиовещания ОАО ВНИИТР Г. Т. Дерибаса. Изложенная концепция предусматривает изменения в принципах финансирования телерадиовещания, когда доходы от абонентской платы будут играть существенную роль в его функционировании и развитии.

Существующие в большинстве стран системы сбора абонентской платы, основанные на строжайшем учете наличия у абонента телерадиоприемной бытовой техники, требуют мощного компьютерного оснащения, которое бы давало возможность не только регистрировать приобретение (покупку) новой теле- и радиоаппаратуры, но и отслеживать ее амортизацию, а также перемещение от владельца к иному лицу, временное прекращение пользования и т.д. Это вряд ли возможно организовать в российских условиях, где культура финансовой и иной отчетности граждан перед государством и обществом находится лишь в зародыше.

Другой принцип - оплата потенциальной возможности приема государственных теле- и радиопрограмм - был бы наиболее приемлем для нашей страны несколько лет назад в условиях монопольной государственной системы. В этом случае достаточно легко мог быть осуществлен контроль за абонентом, отказавшимся от оплаты услуг телерадиовещания - путем физической ликвидации антенного ввода (в городе) или индивидуальной антенны (в селе). Сам принцип при этом сводился бы к введению платы за еще одну коммунальную услугу наравне с телефоном, радиоточкой, электроэнергией и т.д.

С появлением большого количества негосударственных теле- и радиостанций, в том числе общероссийских, правомерность такой системы весьма сомнительна, поскольку любой владелец телевизора и радиоприемника может заявить, что он не ведет прием государственных программ (за которые ему предлагается взимание абонентской платы), а довольствуется лишь просмотром и прослушиванием негосударственных теле- и радиопрограмм. При этом финансовые отношения с ними (негосударственными вещателями) могут быть весьма различны: от полностью бесплатного предложения программ до попрограммной оплаты передач, идущих в кодированном виде.

В этой ситуации мог бы быть предложен способ введения абонентской платы в виде специального налога за предоставления государственного теле- и радиовещания с физических или юридических лиц, доходы от которого полностью или частично покрывали бы расходы на государственное телерадиовещание. Размер налога мог бы быть одинаков для всех субъектов. Однако, на наш взгляд, этот вариант является ущербным по следующим причинам:

- при введении налога с физических лиц у абонента остается в силе тезис, что он не пользуется государственным телерадиовещанием, что дает ему право отказаться от выплаты налога;

- количество программ, в том числе и государственных, прием которых возможен в различных регионах (на территориях) крайне неравномерно, а в нескольких тысячах населенных пунктах РФ прием государственных телепрограмм в настоящее время вообще невозможен;

- условия ТВ приема, зависящие от типа и качества передающих средств и линий связи, везде различны;

- государственные программы радио распространяются в диапазоне качества от УКВ стереофонии до неустойчивого приема КВ. Таким образом, введение единого налога за ТВ и РВ весьма далеко от социальной справедливости - за различный объем и качество услуг (и даже при отсутствии их) налогоплательщики платят одинаковую сумму.

Кроме того, в результате увеличения объема услуг конкретному абоненту в конкретном месте (например, с развитием сетей передачи программ в Нижегородской области) общие затраты на ТВ и РВ возрастают и, следовательно, для того, чтобы сохранить окупаемость ТВ и РВ или процентное соотношение доходов от абонентской платы и государственных дотаций, абонентская плата должна возрасти. Но повышать размер налога для всех регионов, в том числе и для тех, где ничего не изменилось, просто абсурдно, а если не повышать, то через некоторое время в целом по системе средств от спецналога будет катастрофически не хватать, т.е. произойдет то, что произошло с введенной в 1962 г. надбавкой в стоимость телевизоров и радиоприемников (через 2 года этих средств не стало хватать на покрытие расходов, а в 70-80-х годах доля их, поступающая в бюджет, составляла порядка 10-20% от расходов, необходимых на функционирование государственного телерадиовещания).

Таким образом, введение дополнительного специального налога на ТВ и РВ лишь вызовет раздражение у налогоплательщиков и не сыграет значительной экономической роли в развитии государственного телерадиовещания.

Что касается варианта сбора абонентской платы (налога) с юридических лиц, то аналогов в мировой практике не существует. Расчеты показывают, что введение данной системы сбора может привлечь определенные финансовые средства для осуществления текущей деятельности государственного телерадиовещания, но недостаточные для развития отрасли. Кроме того, введение сбора с юридических лиц повлечет за собой необходимость внесения изменений в действующее законодательство РФ, в том числе в систему налогообложения предприятий и организаций. Это может вызвать крайне негативную реакцию хозяйствующих субъектов всех форм собственности.

Принцип сбора абонентской платы за потенциальную возможность приема программ, предполагающий зависимость ее величины от объемов вещания и количества программ, прием которых обеспечен на данной территории, представляется наиболее справедливым.

Однако, как было сказано, он не годится, если речь идет об абонентской плате лишь за государственное теле - и радиовещание. Тем не менее, его можно реализовать и в современных условиях, если придать всем государственным и общероссийским негосударственным телерадиокомпаниям, проводящим вещание по открытым каналам, статус «общественных» телерадиокомпаний со следующим определением этого понятия в законе «О телевидении и радиовещании»:

«Общественная телерадиовещательная компания - организация, проводящая вещание по открытому каналу (каналам) и использующая для своего функционирования доходы от абонентской платы исключительно или наряду с другими источниками финансирования».

Это вполне правомерно, поскольку в настоящее время есть прецедент смешанного финансирования (ОРТ) и определен (указом Президента) статус общероссийских программ (компаний), которые, в принципе, должны поддерживаться населением, хотя бы с целью ликвидации их жесткой зависимости от рекламодателей и других, зачастую весьма негативных факторов.

При этом между вещательными организациями, транслирующими свои программы на данной территории, и населением появится дополнительная (помимо рекламных доходов) экономическая связь. Наличие этой «обратной связи» сделает необходимым для вещательных компаний не только прислушиваться к мнению «потребителей» в части корректировки «программной политики», но и быть заинтересованным в расширении своей аудитории, воздействовать экономически на работу учреждений, обеспечивающих развитие всех звеньев системы (включая базу создания программ, средств их распространения, доведения до абонента, продажу и техническое обслуживание теле- и радиоаппаратуры и др.).

В этом случае возможно введение абонентской платы за возможность приема общественных ТВ и РВ программ дифференцированно по регионам (территориям) за прием одной, двух и т.д. программ. При этом количество телевизоров, имеющихся у абонента (семьи) в данном месте приема, не должно влиять на размер оплаты.

Распределение доходов от абонентской платы по различным компаниям будет осуществляться с учетом величины аудитории, объемов вещания и др. показателей. Кроме того, при распределении доходов от абонентской платы необходимо учитывать средства на функционирование и развитие сети распространения программ, т.е. отчисления предприятиям связи.

Для сбора абонентской платы за общественные телевизионные программы должна быть создана государственная инспекция с филиалами во всех административных регионах страны. Филиалы государственной инспекции на местах организуют комиссии в составе представителей региональных управлений связи (телерадиовещания), Госстандарта и государственных вещательных организаций. Комиссии периодически (например, ежегодно) проводят измерения для определения территорий, на которых обеспечивается прием с нормированным качеством одной, двух, трех и т.д. общественных программ. Эти сведения и являются основой для расчета величины абонентской платы на данной территории.

При расширении зоны приема или увеличении количества программ на определенной территории (например, в результате установки нового ретранслятора) проводятся внеочередные измерения и вносятся коррективы в расчет абонентской платы.

Сбор абонентской платы должен проводиться аналогично с существующей в настоящее время системой сбора оплаты за коммунальные и" др. услуги (например, за телефон, радиоточку, коллективную антенну). Отказы семей от просмотра телевизионных программ могут рассматриваться в индивидуальном порядке с освобождением от оплаты и соответствующим контролем.

Здесь уместно отметить, что непрерывное и достаточно существенное повышение оплаты за коллективную антенну, причем различное в разных домовладениях (в Москве), по-видимому вызвано не только общими инфляционными процессами, стоимостью установленного оборудования коллективного приема и затратами на его обслуживание. Вероятно, там присутствует и фактор увеличения количества программ у абонента и, следовательно, это в какой-то мере является прецедентом попрограммной оплаты для массового телезрителя.

Выход из строя телевизора не должен являться основанием для перерыва в выплате абонентской платы. Нарушение же работы передающих средств, антенно-усилительного хозяйства и кабельной разводки может служить причиной перерасчета размера абонентской платы по заранее оговоренным условиям (например, при перерывах в приеме программ более трех дней).

Сбор абонентской платы с предприятий и организаций, располагающих телевизионными приемниками, должен производиться из расчета количества телевизоров, находящихся на балансе организации, по специальному тарифу, отличающемуся от тарифа индивидуальных пользователей.

При введении абонентской платы должна быть разработана система льгот для определенных категорий населения (участники войны, одинокие пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и т.д.), для которых будет предусмотрено снижение размеров абонентской платы или предоставление им услуг бесплатно.

Оплата за прием радиопрограмм, по- видимому, не может быть так детально дифференцирована, как за телевизионные программы (за одну, две, три и т.д.), поскольку передача радиопрограмм в различных диапазонах (ДСВ, КВ, УКВ) обеспечивает существенно различное качество приема.

Расходы на создание и распространение государственных радиопрограмм составляют примерно 35% в обшей структуре затрат на ТВ и РВ, при этом повсеместное распространение получили две государственные радиопрограммы. С определенным допущением можно принять тезис, что каждый телеабонент обеспечен двумя государственными радиопрограммами, что должно увеличить размер абонентской платы в среднем на 35%. Возможен и более дифференцированный подход к определению размера платы за радиопрограммы. Например, размер абонентской платы за предоставление радиопрограмм рассчитывается по каждому региону РФ в зависимости от стоимости их распространения и усредненно для всех регионов по стоимости создания, приходящейся на 1 абонента.

Более детальная проработка механизма по реализации предложенного принципа взимания абонентской платы за телерадиопрограммы должна включать:

1. Разработку экономической модели функционирования общественных телерадиокомпаний с учетом введения абонентской платы:

- расчет аудитории программ, принимаемых в регионах РФ по открытым каналам;

- структуру расходов на создание и распространение теле- и радиопрограмм в государственном (общественном) секторе по конкретным программам (РТР, Культура, 1 канал, ТВЦ и т.д.);

- проектирование величины абонентской платы с физических и юридических лиц с учетом различных факторов.

2. Разработку положения о порядке взимания абонентской платы:

- статус организации, обеспечивающей сбор, контроль и распределение средств между вещательными организациями;

- освобождение от абонентской платы на социальной основе (расчет количества льготных абонентов и размеров недополучения оплаты в разрезе регионов), принципы ее компенсации;

- методы взимания абонентской платы (с физических и юридических лиц);

- способы внесения платы и санкции при несвоевременной оплате;

- контроль за поступлением абонентской платы (права и функции контролирующего органа, механизм контроля и т.д.).

3. Механизм целевого распределения доходов от абонентской платы телерадиокомпаниям, предприятиям связи и т.д.

4.Расчет затрат на функционирование системы сбора абонентской платы.

Реклама Б1
Доска объявлений

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 1 пользователь и 25 гостей.

Пользователи на сайте

  • web