MUROM.ru
Проект обновления парка
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

 

История Горьковской железной дороги

История Горьковской железной дороги. Фото Zdr.gudok.ru

1862–1871
1 августа 1862 года в 15 часов из Нижнего Новгорода отправился первый пассажирский поезд, открыв регулярное движение по всей Московско-Нижегородской железной дороге. Для начала движения была выбрана дата, приуроченная к времени ежегодного открытия Нижегородской ярмарки. Именно с этого дня принято вести отсчет истории Горьковской железной дороги, несмотря на то что участок между Москвой и Владимиром начал действовать несколько раньше – 14 июня 1861 года.
В расписании, утвержденном 31 августа 1862 года, были из Москвы две пары поездов, пассажирских и товарных, до Нижнего Новгорода, две пассажирских и одна товарных – до Владимира. Поездка из Нижнего Новгорода в Москву занимала 16 часов.
Московско-Нижегородская железная дорога стала в Российской империи пятой по счету и составила основу будущей Горьковской магистрали. У нее особое значение в системе транспорта страны по сей день: она одна из двух линий на сети РЖД со скоростным движением поездов.
За первое десятилетие дороге удалось удвоить доходы и объемы перевозок. В Коврове строятся железнодорожные мастерские, где не только ведется ремонт техники, но в 1867 году был изготовлен и первый отечественный пассажирский вагон.
 
1872–1881
Московско-Нижегородской железной дорогой долгое время успешно руководит Иван Рерберг. Магистраль начинает приносить доходы: на ней в полтора раза увеличивается число перевезенных пассажиров и в шесть раз – грузов. Для увеличения пропускных способностей разворачивается прокладка вторых путей, строятся новые станции. В Коврове получают развитие Центральные мастерские, где налаживается серийный выпуск отечественных вагонов, в том числе пассажирских с водяным отоплением. Два железнодорожных училища – в Нижнем Новгороде и Коврове – начинают выпуск необходимых магистрали технических кадров. В 1880 году открывается линия Ковров – Муром.
 
1882–1891
Завершается прокладка вторых путей на всем протяжении линии от Москвы до Нижнего Новгорода. Строится ряд новых линейных станций, которые обеспечивают рост объемов погрузки.
На Московско-Нижегородской железной дороге по сравнению с первыми годами работы в полтора раза увеличивается число паровозов, на треть – пассажирских вагонов и в два с половиной раза – грузовых.
 
1892–1901
В 1893 году начинается движение поездов между Тимирязевом (ныне – Красный Узел) и Свияжском, а спустя год поезда начинают ходить между Зеленым Долом и Казанью с переправой через Волгу на пароме. В 1894 году на базе частных магистралей создается государственная Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога. В 1899 году открывается движение на линии Пермь – Вятка – Котлас, в 1901-м – на линии Красный Узел – Нижний Новгород.
 
1902–1911
 
В 1901 году начинается движение поездов по узкоколейной линии от Владимира до Рязани.
В 1906-м вступает в строй железнодорожная линия Вологда – Котельнич – Вятка.
В связи с этим в Вятке происходит реконструкция железнодорожного узла, сооружаются новые паровозное депо и Петербургский вокзал. В 1911 году открывается линия Люберцы – Муром Московско-Казанской железной дороги. На линиях будущей Горьковской магистрали проходят испытания четырехосный грузовой вагон, автосцепка, автоматическая переездная сигнализация и многие другие технические новшества.
 
1912–1921
 
Трудное время разрухи, вызванной Первой мировой, а затем Гражданской войной. В 1918 году все железные дороги были национализированы. Героическим трудом железнодорожников удается наладить работу транспорта, восстановить после боев Казанский узел и линию Вятка – Пермь. Поэтапно вступает в эксплуатацию будущий магистральный Южный ход Москва – Арзамас – Казань – Екатеринбург с ответвлением на Ижевск и Воткинск.
 
1922–1931
 
В 1927 году открывается движение поездов на магистральной линии Моховые Горы – Котельнич, вступают в строй на всем протяжении линии Сормово – Правдинск, Кудьма – Металлист – Павлово, в 1928 году – линия Зеленый Дол – Йошкар-Ола. В течение десятилетия разворачивается техническое перевооружение железных дорог, проектирование и строительство крупных узловых станций с сортировочными горками – в Нижнем Новгороде, Юдине, Агрызе, Лянгасове. На линии выходят новые мощные грузовые локомотивы Э и ФД и пассажирские Су, позволяющие развивать высокую скорость.
 
1932–1941
 
В 1932 году вступает в строй южный обход Вятки Лянгасово – Поздино, в 1934 году – линии Яр – Верхнекамская и Зеленый Дол – Лопатино (ныне – Волжск). В 1935 году открывается мост через Волгу в Горьком, который связал в единое целое линии, ведущие из этого города на Москву и Киров. В Горьком по проекту академика Владимира Образцова создается крупный многопрофильный железнодорожный узел.
14 мая 1936 года приказом наркома путей сообщения Лазаря Кагановича образованы Горьковская (общая протяженность линий – 2059 км) и Казанская железные дороги (общая протяженность линий – 2735 км). В них были переданы линии, входившие в Московско-Курскую, Московско-Казанскую, Северную и Пермскую магистрали на территории существовавших тогда Ивановской, Московской, Пермской, Свердловской областей, Горьковского, Кировского и Северного краев, Башкирской, Мордовской и Татарской АССР.
В конце 30-х строятся линии Сухобезводное – Лапшанга и Ильино – Фролищи, в 1940 году открыта линия Канаш – Чебоксары.
 
1942–1951
В дни Великой Отечественной войны предприятия Горьковской и Казанской железной дорог построили и снарядили 14 бронепоездов.
14 работников двух магистралей были удостоены за подвиги на фронтах звания Героя Советского Союза, среди них – ставший известным всей стране летчик Николай Гастелло. Два человека стали полными кавалерами ордена Славы. Четырем работникам дорог было присвоено звание Героев Социалистического Труда. При острой нехватке техники усилиями местного населения в 1942–1943 годах построены имевшие важное стратегическое значение линии Ижевск – Балезино и Свияжск – Ульяновск.
 
1952–1961
 
Началось масштабное техническое перевооружение Горьковской и Казанской железных дорог. На них внедряется тепловозная тяга, реконструируется путевое хозяйство, укладываются вторые пути на магистральных направлениях.
В 1959 году начинается движение электропоездов на участке Петушки – Владимир, в 1960 году – на Горьковском узле. Строятся линии к новым промышленным центрам Поволжья: Кстову, Нефтекамску, Чайковскому. Постановлением Совета министров СССР 9 мая 1961 года две дороги были объединены в одну – Горьковскую.
 
1962–1971
 
В 1962–1963 годах электрифицирован переменным током Северный ход от Владимира до Балезина. Это позволило на магистральном направлении вдвое увеличить вес грузовых поездов и в полтора раза их маршрутную скорость. На Горьковском, Казанском и Кировском узлах были внедрены электропоезда и дизель-поезда, которые коренным образом изменили облик пригородных пассажирских перевозок. Сформированы первые фирменные скорые поезда «Вятка» и «Буревестник».
В 1965 году в Горьком открыт после реконструкции Московский вокзал. В 1967 году начал работать дорожный вычислительный центр.
 
1972–1981
 
Завершается укладка второго пути на всем протяжении Южного хода дороги и электрификация Казанского узла (Свияжск – Волжск – Арск).
На дороге начинается применение бесстыкового пути и механизированных путеремонтных комплексов.
Идет широкое строительство современных административно-технических и вокзальных зданий, жилья для работников дороги, школ, детских садов, предприятий торговли и общественного питания. В 1975 году был достигнут самый высокий за всю историю дороги показатель среднесуточной погрузки – 309 тысяч тонн.
 
1982–1991
 
В течение десятилетия прошла поэтапная электрификация с использованием переменного тока на всем протяжении Южного хода дороги, а также на линиях Агрыз – Ижевск, Арзамас – Горький-Сортировочный, Окская – Мыза и Ройка – Зелецино, была построена крупная стыковая станция Вековка. Дорога наращивала провозные способности за счет увеличения длины и веса поездов. Велось удлинение путей на многих станциях магистральных направлений. Продолжилось активное строительство административно-технических и вокзальных зданий. Внедрялись новые системы СЦБ и связи.
 
1992–2001
 
Благодаря мощному техническому потенциалу, профессионализму и высокой сознательности работников, оптимизации перевозочного процесса, ГЖД удается успешно функционировать и развиваться, несмотря на тяжелейший экономический кризис в России. На дороге начинает работу не имеющий аналогов в мире компьютеризированный центр управления перевозками.
 
2002–2012
 
Комплексная реконструкция, осуществленная на линии Москва – Нижний Новгород, дала возможность организовать по этому маршруту в конце 2002 года ускоренное движение пассажирских поездов (до 140 км в час).
В 2010 году на этой линии – второй в России – начинают курсировать скоростные поезда «Сапсан» (до 160 км в час).
В течение десятилетия в рамках обновления пассажирского комплекса проходят реконструкция и строительство новых вокзалов в Чебоксарах, Ижевске, Йошкар-Оле, Коврове, Дзержинске, Агрызе, Котельниче, Шахунье и на целом ряде других станций.
На магистральных направлениях дороги организуется регулярное движение длинносоставных и тяжеловесных грузовых поездов весом до девяти тысяч тонн.
В ходе реформирования железнодорожного транспорта в России Горьковская магистраль переходит с 2010 года на работу без отделенческих структур.
На полигоне дороги начинают работать региональные дирекции и филиалы вертикально-интегрированных структур холдинга.
Разворачивается подготовка Казанского узла к Универсиаде 2013 года. В столице Татарстана сооружается новый вокзальный комплекс для приема транзитных поездов, реконструируется действующий вокзал. Ведется строительство линии интермодальных перевозок авиапассажиров со станцией в аэропорту Казани.

Опубликовано MUROM.ru по материалам Zdr.gudok.ru

Муромский вокзал на почтовой открытке начала XX векаМост на Оке Моск.-Казанск. ж.д.  Почтовая открытка начала XX века
 
Изображение пользователя ТИДА.

Завтра поздравим со

Завтра поздравим со 100-летием ж/д вокзал - наш любимый, красивый. Обновленный железнодорожный - вместе с вами. Начало в 10-00. Сбор на Привокзальной площади. Друзья, не скупитесь на эмоции от впечатлений. Ведь для муромцев свой город - самый красивый в мире. Забрела позавчера в бильярдный зал "Абриколь". А там сидит Роман К. за столиком с нардами и как раз рассказывает об этом своей собеседнице и партнерше по настольной игре. Мол, полмира я объехал - лучше Мурома нигде я града не нашел. А вам что мешает объясниться на наших страницах в любви родному юбилейному городу, без ложного пафоса (у нас тут лицемерие не приветствуется) и искренне.

Изображение пользователя ТИДА.

Торжество на перроне вокзала

Торжество на перроне вокзала закончилось кульминацией события - открытием памятного камня фон Мекку. Фоторепортаж - в наше следующей серии публикаций о важных событиях начала августа. Сегодня - масса событий. Хочется все охватить фотозглядом Murom.ru. Не забывайте заходить к нам в гости.

Доска объявлений

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 15 гостей.