Баннер Элекс
MUROM.ru
blank
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

Сто лет исполняется мосту через Оку в Муроме

Сто лет исполняется мосту через Оку в Муроме. Фото с сайта Zdr.gudok.ru
Ветеран готовится к юбилею
 
Работы сейчас у заместителя начальника Муромской дистанции пути Андрея Старостина невпроворот. Понятно, что в погожие дни лета для мостовиков каждый день дорог. А объектов, находящихся на попечении цеха ИССО, более двух сотен. И самый значительный – это, конечно, знаменитый мост через Оку, находящийся в городской черте Мурома, на 293-м километре Южного хода ГЖД.

– В сентябре нашему мосту сто лет исполняется, – с гордостью говорит Андрей Викторович. – И мы сейчас собираем материалы для специального юбилейного стенда.

Толстыми папками с архивными документами завален весь стол и тумба помощника Старостина – Андрея Панферова. Огромное количество материалов уже упрятано в памяти системного блока компьютера и ноутбука: старинные фотографии, фрагменты рабочих проектов, формуляры, акты, разверстки, сметы, ведомости.

Вот, например, фолиант с титулом Московско-Казанской железной дороги и выписанным затейливым славянским курсивом названием «Сооруженiе линiи Люберцы – Арзамасъ». Сто один год хранится в архиве дистанции пути акт за №22, на первой странице которого читаем:

«Мы, нижеподписавшиеся – производитель работ по постройке моста инженер А.О.Эндимионов, помощник производителя работ С.В.Козерский и доверенный Коломенского завода инженер А.М.Алпер, в присутствии представителя Государственного контроля произвели освидетельствование, обмер и приемку исполненной на 10 февраля 1912 года работы в нижеследующих количествах: вынуто земли – 574,26, вынуто камня – 11,1, мерзлого грунта – 26,83 кубических сажен, забито шпунта на глубину 1,5 сажен по поверхности котлована – 34,06 кубических сажен, шестивершковых свай под откос котлована – 162 штуки».

А вот и основной документ – формуляр искусственного сооружения, датированный сентябрем 1912 года. Можно сказать – первый паспорт. Все как у людей.
– Только вчера раскопал, – признается Панферов. – Порядка в хранении документов мало. Описи нет. Большая удача, что наткнулся на него.

Муромский мост, открытый в начале сентября 1912 года, стал одним из важнейших участков новой линии, соединившей Москву с Казанью, а затем и Екатеринбургом. Постройка Окского участка велась под руководством главного инженера Фраловского. Должность участкового инспектора занимал инженер путей сообщения Ральцевич. Общая стоимость работ по сооружению моста составляла огромную по тем временам сумму 1895 тысяч рублей. Более одного миллиона рублей стоили только земляные работы по устройству насыпи железнодорожного полотна в пойме Оки с каменными укреплениями откосов. Они были сделаны настолько качественно, что в период реконструкции, прошедшей на рубеже веков, насыпи и откосов почти не коснулись. Заменили пролеты и отремонтировали опоры моста.

Мост был построен в небывалые для нынешнего времени сроки – двадцать семь месяцев. Основание моста возводилось кессонным методом. Железо для кессонов доставлялось с Липинской верфи Кулебакского завода, что всего-то в семи верстах от Мурома. Известняк для бутовой кладки добывали из Щербатовского и Баишевского карьеров, находившихся у Касимова, и доставляли рекой. Известняк везли и железной дорогой из Коврова. Ледорезные камни, карнизы и сливы сделаны из мелкозернистого серого гранита, доставленного из Александровска, с берегов Днепра. На строительстве трудилось 35 квалифицированных каменщиков. Рабочий день их длился по десять часов. За свой нелегкий труд они получали в среднем 32 рубля в месяц.

Подряд на изготовление верхних пролетных строений моста достался Коломенскому машиностроительному заводу. Его же рабочие должны были собрать пролеты на месте, склепать и покрасить их. Приступили они к этой работе в апреле 1911 года. По условиям договора в мае следующего года должны были всю работу закончить полностью. Но не успели: сказался крайний дефицит углового железа. Но и эту проблему решили с помощью Кулебакского и Сормовского заводов.

Швеллер изготовлялся на Петровском заводе Русско-Бельгийского металлического общества в Екатеринославе и на заводе «Русскiй Провидансъ» в Мариуполе, полосовое железо поступало из Саратовской губернии, стальное и чугунное литье, кованные элементы – из Выксы.

20 августа было склепано последнее пролетное строение. А уже 2 сентября состоялись испытания моста. В их программу входило определение прогибов каждого пролета, осадки опорных узлов, колебаний верхних и нижних поясов арочных проемов в горизонтальной плоскости, а также напряжений от подвижной нагрузки.

Для статических испытаний составили поезд из четырех паровозов, семи платформ, груженных балластным песком, и четырех же порожних легких товарных вагонов. Вес состава, умещавшегося в пролете моста, равнялся 580,36 тонны. Испытательный поезд стоял в каждом пролете около получаса. Затем его дважды пропускали на всем протяжении моста: первый раз – со скоростью 32 километра в час, второй – 41.
5-3.jpgОсобенно тщательно смотрели за прохождением самого важного участка – во втором и третьем пролетах, расположенных над фарватером. Здесь прогибы наблюдались тремя способами: нивелировкой, специальным прогибометром Френкеля с автоматическим самописцем на ленте и измерениями другого специального прибора – пьезометра.
Все необходимые инструменты и приспособления были заготовлены заблаговременно. В процедуре испытаний приняли участие 56 человек. Накануне провели инструктаж и проверили усвоенные знания. Процедура статических испытаний началась в семь часов утра и закончилась около часу пополудни.

Мост был признан выдержавшим испытания. С того же дня, 2 сентября, по нему открыто временное движение. Появление первых поездов и церемония открытия привлекли огромные толпы горожан и жителей окрестностей. По украшенному флагами мосту прошел красочно оформленный поезд с почетными гостями. Поставили витрину, с которой раздавали на память фотографии с видами строящегося моста. Торжества завершились благодарственным молебном.

До августа 1914 года на мосту существовала пешеходная полоса. С началом Первой мировой войны пешеходное движение было прекращено. Опоры моста построили с таким расчетом и запасом прочности, что на них впоследствии легли еще и пролеты для второй линии путей.

В 2001 – 2004 годах была предпринята реконструкция моста. Замена пролетных строений производилась при помощи специальных плавсистем, над пойменной частью пролетные строения сбрасывались вниз, а новые устанавливали методом продольной и поперечной надвижки. Работы проводились без ограничения движения.

Впервые на Горьковской железной дороге ради экономии времени один из старых пролетов демонтировали с применением технологии направленного взрыва. Эта операция проходила под руководством замечательного специалиста Бориса Багрянова.

– Все прошло тогда очень четко и, сказал бы, буднично, – вспоминает бывший мостовой мастер, проработавший здесь 33 года, Геннадий Омельченко. – Подготовили заряды, заложили их, и в назначенное время рвануло. Мы в это время находились в укрытии на берегу. Когда дым и пыль рассеялись, то увидели, что пролет лег аккуратно и точно на определенное место.
Впоследствии с помощью энергии направленных взрывов демонтировали несколько пролетов на мосту через Каму в Сарапуле.

Мост и по сей день верой и правдой несет свою нелегкую службу. Нелегкую в прямом смысле: вес грузовых поездов за сто лет вырос во многие разы, а тяжеловесные составы, сформированные на восточных полигонах страны, проходят по мосту несколько раз в сутки. Да и интенсивность движения сегодня на несколько порядков выше, чем в начале прошлого века.

– Мы стараемся содержать сооружение в полном порядке, – говорит заместитель начальника Муромской дистанции пути Андрей Старостин. – Все профилактические работы проходят в соответствии с назначенным регламентом. Сегодня, например, стоит плановая задача покраски пролетных конструкций.

Опубликовано MUROM.ru по материалам Zdr.gudok.ru

 И еще про железнодрожный мост на MUROM.ru:

• [17.01.2003] Что взорвалось на реке 15-го? (О демонтаже старых пролетов с помощью направленного взрыва)

• [21.05.2004] Завершена реконструкция железнодорожного моста

• [2.09.2010] Наши прадеды строили на века! (Железнодорожному мосту через Оку исполнилось 98 лет...)

• Фото моста из "Муромского фотоальбома":

Сто лет исполняется мосту через Оку в Муроме. Фото с сайта Zdr.gudok.ruСто лет исполняется мосту через Оку в Муроме. Фото с сайта Zdr.gudok.ruЖелезнодорожный мост через Оку у Мурома. Фото из Муромского фотоальбомаЖелезнодорожный мост через Оку у Мурома. Фото из Муромского фотоальбомаЖелезнодорожный мост через Оку у Мурома. Фото из Муромского фотоальбомаЖелезнодорожный мост через Оку у Мурома. Фото из Муромского фотоальбомаЖелезнодорожный мост через Оку у Мурома. Фото из Муромского фотоальбома
 
Изображение пользователя ТИДА.

Не успела в комментариях в

Не успела в комментариях в блоге о Web добрым словом упомянуть, как он тут как тут, невзирая на воскресный выходной!
Этот вековой мост - сюжет заманчивый и строгий. Что с ним связано у жителей города - ждем ваших рассказов. Простой пример. Короткий, но существенный. Лично знаем представителя проектировщика  реконструкции этого моста из Нижнего. Эта дама после выхода на пенсию долгое время была директором турбазы на Теше НИИ "Гипрогор" возле турбазы Стрелочного завода. Ее снимок и интервью были в газете "Стрела". В каком году - не помню. В архиве редакции или музее, возможно, сюжет сохранился. Она сетовала в нашей беседе, что мечтала участвовать и в проекте автомобильного моста через Оку, да не сбылось (вопрос завис на долгие годы, области не смогли договориться о долевом финансировании в те годы и только в наше время он счастливо разрешился наконец). Дожила ли она до воплощения мечты многих поколений муромцев и наших соседей по региону - не знаю. Хочется верить, что дожила и испытала радость творческого человека, творящего земные чудеса!

Реклама Б1
Выставка-продажа

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 1 пользователь и 9 гостей.

Пользователи на сайте

  • web