Баннер Элекс
MUROM.ru
blank
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

Топонимика Мурома и его окрестностей. А.А. Епанчин. Ч.4.1

Топонимика селений (К - Я)
К

  Казнево - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Меленковский р-н Владимирской обл. На берегу реки Оки Грозный казнил бесплодных женщин, а затем основал село с Никольской деревянной церковью на месте казней, названное Казнево. Оно впервые упоминается в 1628-1630г.

  Карачарово и Панфилово - В незапамятные времена поселился под Муромом народ "панфила", основав село Панфилово (возможно, панфила была центрально-азиатского происхождения). Впоследствии, в 478 или 479г. был выслан в эти места "Карачай", ставший родоначальником народа "карачи". Так возникло село "Карачарово". В VI-VII в. финно-угорским народом, родственным мордве, на месте елового леса был основан город. Стены городского кремля были построены из "мурова" (т.е. мрамора) и камня, и от муравчатых стен город назвали "Муром", а народ по имени города "мурома".
  По другому преданию, на месте села жил чародей, превращавший людей в животных, за что ему была "кара за чары" - отрубили голову, а село, возникшее здесь, назвали в память этого "Карачарово".
  Панфила, карачи и жители Мурома постоянно воевали друг с другом.
  Карачаровских крестьян называют "куркули", т.е. кулаки, т.к. они живут очень зажиточно. Панфиловских крестьян называют "панфиловские свекольники", т.к. они занимаются выращиванием свеклы, а ещё называют их "корсаки", т.е. киргизы (возможно, предки их азиатского происхождения?).
  Карачарово и Панфилово впервые упоминаются в 1573/4 гг. Панфиловских крестьян называют также "помидорники", т.к. они выращивают помидоры.
  В 1905 г. в Карачарове жило около 4000 крестьян. Первоначально Карачарово занимало "Низ", т.е. Приокскую ул. и овраги, выходящие к ней.
  Однажды в старину в Панфилове случилась чума, прекратившаяся после крестного хода вокруг села. В память этого установили празднование оброчного дня - 9-я пятница. В Панфилове каменная Вознесенская церковь XVIIIв.
  Записано: 1) в Муроме 14 ноября 1973 г., в музее, от плотника Михаила Васильевича Баранова 62 лет, карачаровского крестьянина; 2) в Карачарове 29 апреля 1974 г. от бывшего сормовского рабочего Василия Михайловича Соколова лет 70, живущего в Карачарове.
  Кара-Чар (тюрк.) - черная гора, черный город, черный яр.
  Кара-Чай (тюрк.) - черная вода.
  Кар (иранск.) - город, крепость, изначальное поселение.
  Кар (буртаск.) - город.
  Карачи - знатные княжеские роды в Казанском ханстве (1438-1552).
  Федор Карачаров - титул князя Верейского 1470 г.
  Карачарово - село под Москвой.
  Дорога из Мурома в Карачарово идет полем, ныне частично застроенном домами. Образовалось оно при совершении Св. Ильей Муромцем своего первого подвига, когда он после исцеления стал вырывать с корнем росшие здесь дубы и заваливать ими старое русло Оки. Перед селом, слева от дороги находится усадьба гр. Уваровых "Красная гора". Ныне существующие постройки возведены в кон. XVIII в. Связана она с жизнью знаменитых археологов, супругов графа Алексея Сергеевича (1825 - 1884) и графини Прасковьи Сергеевны (1840-1924) Уваровых. Рядом с усадьбой находится палеолитическая стоянка. На окраине села стоит церковь Гурия, Самона и Авива, построенная в 1884-5 г. уроженцем села Гурием Синцовым. Церковь служит. В ней находится икона прп. Ильи Муромца с частицей его св. мощей.
  Вторая главная церковь села - Троицкая - ныне в руинах. Построена в 1811-28 г. на месте деревянной, а та была возведена на трех огромных мореных дубах, внесенных в гору св. Ильей Муромцем. Внизу, в овраге находится св. источник, образовавшийся от удара копытом коня св. Ильи Муромца, когда он поскакал в Киев. Кроме него есть в селе и округе несколько таких же св. источников. Под горой, вверх по берегу Оки показывают место, с которого был сделан первый скок коня, а далее на Самодуровке (ныне ул. Приокская) д. 279, на месте которого находилась изба, в которой жил прп. Илья Муромец, и куда пришли исцелившие его странники. Ныне здесь живут его потомки, крестьяне Гущины.
  Принадлежало:
  1 дворцовое между 1598 и 1605
  2 князья Сулешовы 1619 - 1646
  3 князья Черкасские 1646 -1743 в наследство Петру Бор.
  4 графы Шереметевы 1743 - 1774 в наследство Алексею Кир.
  5 графы Разумовские 1774 - 1824 по разделу его дочери
  6 графы Уваровы 1824 - по сей день

  Кондраково - д. Кондраково Муромского уезда Владимирской губернии, приход - Талызино, основана во времена татарского ига.
  Записано в Муроме 16 мая 1995 г. в ПАТП от шофера Александра лет 55, крестьянина д. Рожново (см. с. Талызино).

  Кондратово (Кондраково тож) - в старину часть крестьян из с. Спас-Седчино выселилась, основав сельцо Кондратово. Оно впервые упомянуто в 1676 г. Находится в Навашинском р-не Нижегородской обл.
  Записано в Муроме в конце марта 1982 г. от (Николая Ивановича?) Горячева лет 60, кондратовского крестьянина.

  Кондряево - первоначально д. Кондряево Судогодского уезда Владимирской губ., находящаяся в 12 верстах западнее с. Мошок, была меньше, а затем помещиком в нее были переселены крестьяне из других деревень, чтобы удобнее было отправлять их на барщину. Возможно, это д. Конева и д. Плоское, упоминаемые в составе прихода Тимофеевского погоста, куда входило и Кондряево в 1676 г.
  Кондряево упоминается в 1676г.
  Записано 15 сентября 1990 г. от Алексея Андреевича Саватеева лет 70, кондряевского крестьянина.

  Кононово, Воютино, Дмитриевы горы - в середине августа 1380 г. св. Дмитрий Донской вышел из Москвы в поход на Мамая. Путь его пролегал через современный Меленковский р-н Владимирской обл. Недалеко от Оки "конница" его сделала остановку. Близ стана русское войско "воевало" с татарским, вышедшим навстречу. Разбив татар, войско прошло немного вверх по Оке и, дойдя до "гор", отправилось левым берегом Оки, на Куликово поле. Впоследствии на месте остановки конницы, было основано село Кононово, на месте "войны" - с. Воютино. Здесь на холме в земле находят массу костей. А на горах село получило в честь св. Димитрия название "Дмитриевы Горы".
  Записано в Муроме 15 марта 1992 г. от Анатолия 60 лет, кононовского крестьянина.
  Воютино существовало до 1627 - 30 гг., Кононова - до 1592 - 94 гг. Дмитриевы Горы упоминаются в 1627/30 гг.

  Корниловка - см. Вокнище ...

  Коробково (Хорькова деревня тож) - в старину муромским помещиком с левой стороны Оки на правую сторону были переселены крестьяне, основавшие д. Коробково. Коробковских крестьян называют "пенёшники". Прозвание это дано за то, что в старину здесь была большая порубь и крестьяне "жили на пнях". В 1676 г. о деревне упоминается: "Деревня Кровкова, а в ней дватцеть четыре двора крестьянских". В то время Коробково принадлежало муромскому сыну боярскому, стольнику, полковнику московских стрельцов, Матвею Осиповичу Карману Мешкову Кровкову (Кравкову). Коробково входит в дедовский приход. Находится в Навашинском р-не Нижегородской обл. Название, по преданию, происходит от фамилии помещика.
  Записано в Коробкове летом 1966 г. от старика-крестьянина.

  Кривицы - см. Старое Ратово ...
  "В 1676-7г. в ней двор помещика, в котором живет приказчик, 6 дворов крестьянских, 1 бобыльский". По преданию название происходит от фамилии помещика Кривицин.

  Крутец - в старину крестьяне, принадлежавшие помещикам, жившим в селе Черновское, собираясь на барщину, каждый раз после работы вечером вскладчину пьянствовали - "крутили", по местному выражению, тут же на поле. Место это прозвали Крутец. В Столыпинскую реформу около Черновского возникло много хуторов, названных "Черновские хутора". В 30-е гг. 20 в. они были отобраны властями и уничтожены, а крестьяне из них частью разъехались по другим деревням, а частью поселились на Крутце, образовав деревню Крутец. Крутец находится в Вачском р-не Нижегородской обл.
  Записано в Муроме 23 ноября 1973 г. в музее от истопника 61 года, крестьянина с. Черновского.

  Крутцы - д. Крутицы Меленковского уезда Владимирской губернии, прихода Городского собора, а с 1926г. села Войнон (Военово тож), получило название от промысла крестьян - "кручения" веревок. Престольный праздник, как это было в Соборе, Покров и Илия Пророк.
  Записано в Муроме 18 января 1997 г. от Александра Серегина 34 лет, крестьянина д. Лехтово, проживающего в Муроме.
  Основана, очевидно, в начале XVIII века.

  Кудрино - в незапамятные времена поселился в Меленковском уезде крестьянин "Кудряш", за что это место было впоследствии названо пустошью Кудрино. В начале XVIII в. на эту пустошь переселилась из Балахнинского уезда Нижегородской губернии группа крестьян, основавших Кудрино. Однажды Кудрино полностью выгорело.
  Записано в Муроме 23 января 1975 г. от Аллы Мартыновой (ур. Васина) 25 лет, крестьянки д. Кулаки.

  Кужендеево - см. Ардатов ...

  Кулаки - в старину в деревне Кулаки Меленковского уезда Владимирской губернии были сильные кулачные бои. Они и дали название деревне. Кулаки - Кудринского прихода. Основана в нач. XVIIIв.
  Записано в Муроме 17 ноября 1974 г. от Аллы Мартыновой 23 лет, крестьянки д. Кулаки.
  Д. Кулаки Меленковского уезда Иговского (Фроловсого) погоста первоначально называлась по обилию водившихся около нее куликов. Ныне вошла в состав д. Тургенево (северная часть).
  Записано в Муроме 16 ноября 1990 г. от рабочего лет 30 к-та "Красный луч" Валерия "Торицина", крестьянина с. Бутылицы Меленковского р-на, проживающего в Тургеневе.

  Кулебаки - основаны мордовскими бортниками. Название происходит от развившихся позднее промыслов углежжения и смолокурения. В "кули" закладывали уголь, а в "баки" сливали деготь.
  В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. В войске его были кулебакские мордовцы, за что им после победы была пожалована грозным царем вечная воля и все угодья. Город Кулебаки находится в Нижегородской обл. Название города может происходить и от мордовских слов кулэй (ульи) и баки (сосуды).

  Курлово, Курловская стеклянная фабрика - на стеклянной фабрике, основанной в Меленковском (ныне Гусь-Хрустальном) уезде Владимирской губернии был управляющий немец. Над фабрикой часто пролетали караваны "курлычущих" журавлей. Это так понравилось управляющему, что он назвал фабрику "Курловская". Стеклянная фабрика (Курлово тож) - прихода с. Окатова. Завод был основан в 1811 г. на месте современной деревни Курлово (в наст. время - город), а затем был перенесен на современное место. В первой половине 1990 гг. в Курлове была построена деревянная церковь прп. Серафима Саровског.
  Записано в Муроме 25 июня 1997 г. от Светланы Кузнецовой 30 лет, уроженки Курлова.

Л

  Левино - д. Лёвино (Левино тож) Владимирской губернии Меленковского уезда и д. Левино Нижегородской губернии Горбатовского уезда (ныне Навашинского района) в старину принадлежали помещику Левину, от коего и получили свое названия. Деревня в Меленковском уезде упоминается в 1676 г. Приход - с. Денятино. Последними перед революцией были помещики Юматовы. От усадьбы сохранился пруд.
  Записано в Муроме 3 сентября 1987 г. от Евгения 34 лет, крестьянина д. Левино Меленковского р-на.
  Левино Меленковского уезда - прихода с. Денятина. В 1628 - 30 г. в нем упоминается деревянная церковь арх. Михаила, строения вотченников. В 1843 г. она была упразднена, и вместо нее построен существующий ныне храм Казанской Божией Матери с приделами арх. Михаила и прп. Сергия Радонежского. Одновременно с ним существовала деревянная Казанская церковь. В 1866 г. она была перестроена и переосвящена в честь Владимирской Божией Матери. После 1917 г. разрушена.

  Лесниково - д. Лесниково Муромского р-на Владимирской обл., приход погоста Старые Котлицы, получила свое название от окружавших ее в старину лесов.
  Записано в Муроме 17 июня 1994 г. в ПАТП от шофера лет 50-55, лесниковского крестьянина.
  Упоминается в 1676 г.

  Лехтово - однажды в столицу ехал какой-то лях (поляк) и по дороге умер. Впоследствии на этом месте была основана деревня, названная в память этого события Ляхтово, т.к. "лях, того" (т.е. "лях умер"). Впоследствии название изменилось на Лехтово. Прихода Меленковского Собора. Находится в Меленковском р-не Владимирской обл. Престольный праздник, как это было в Соборе, Покров и Илия Пророк. С 1926 г. прихода с. Войнон (Воиново тож).
  Записано в Муроме 24 октября 1993 г. от охранника ПАТП Александра Серёгина 31 года.
  Впервые деревня упомянута в начале XVIII в., как недавно основанная.

  Липня - "При реке Оке, при Острой Луке (озеро), поселись рыбак и утятник", основавший с. Липня Муромского уезда Владимирской губернии. Ныне - Навашинского р-на Нижегородской обл. Упоминается в 1646 г.

  Лобаново, Делово и Высоково - в старину помещик стал заселять пустующие тогда земли и послал туда мужиков. У одного из них был большой "лоб", за что его прозвали "Лобан", а второй был высокого роста, за что прозывали его "Высокий". Лобан основал деревню Лобаново, Высокий - д. Высоково. "Лобаново да Делово не руками делано - вилами, лопатами, да бабами горбатыми".
  Записано в Муроме: 1. 28 августа 1993 г. от лобановской крестьянки 81 года; 2. От деловской крестьянки, приемщицы прачечной лет 50.
  Высоково упоминается в 1550 г., Лобаново - в 1767 г., Делово (Ковягино тож) - в 1592-4 г. Высоково и Лобаново - прихода погоста Муска (Мусково, Муськово тож), Делово - приход с. Дуброва. Все деревни Селивановского (бывшего Муромского) р-на Владимирской обл.

  Ломовка - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома, а 22 июля у него сломалась карета. В память этого деревню, возникшую на этом месте или уже существовавшую, назвали Ломовка. Она находится в Кулебакском р-не Нижегородской обл.
  Записано в Муроме 16 июня 1978 на ф-ке Войкова 2 (льнопрядильной ф-ка Суздальцевых) от рабочего Виктора Поздова 23 лет, крестьянина д. Венец Ардатовского р-на Нижегородской обл.

  Лопатино - Сельцо Лопатино Муромского уезда Владимирской губ., приход - с. Ковардицы, получило свое название от фамилии помещика Лопатин. Оно упоминается в 1629/30 гг. Тогда принадлежало другому помещику. Ныне вошло в состав Ковардиц.
  Записано в Муроме 19 июля 1988 г. от лопатинского крестьянина 39 лет.

  Ляхи - в незапамятные времена жил на берегу Оки удалой "лихой" добрый молодец, и съезжались к нему часто на кутежи такие же, как он "лихи" удальцы. Однажды они решили не разъезжаться больше, а так и осесть на этом месте, превратив его в разбойничье гнездо. Основанное село назвали в честь себя "Ляхи". Оно находится в Меленковском р-не Владимирской обл. Ляховских крестьян называют "кошатники", т.к. до революции они занимались ловлей кошек и сдачей их на шкурки. Ляхи впервые упоминаются в 1629/30 гг.
  Записано в Муроме 23 ноября 1973 г. в музее от истопника лет 65-ти, крестьянина д. Черновское Вачского р-на Нижегородской обл.
  По другому преданию здесь жили ляхи - поляки.
  Записано в Муроме 15 декабря 1993 г. в ПАТП от ляховского крестьянина лет 50.
  Ляхи впервые упоминаются в 1629/30 гг. В селе каменная Спасская церковь. Построена в 1802 г. Баташевым.

М

  Максимово - см. Бутылицы ...

  Малое Окулово, деревня и село Окулово - в старину барин из своей вотчины сельца Окулово, что в Муромском уезде Владимирской губ. (уп. 1628/30 гг., но существовала ранее), переселил несколько семей крестьян за Оку. Поселившись на новом месте, они образовали деревню из семи изб, назвав ее Малое Окулово. В 1676 г. о ней упоминается "Деревня Окулова, а в ней два двора помещиковых, да двор задворного слуги, да семь дворов крестьянских". Малое Окулово находится в Нижегородской обл., Навашинском р-не. Рядом со ст. Навашино есть село Большое Окулово (ранее Окулово). Каменная Воздвиженская церковь в Большом Окулове построена помещиком графом Уваровым в 1832 г. Малое Окулово входит в Покровский (в старину Покров-на-Теше) приход. За пристрастие окуловских крестьян к зелену вину Малое Окулово прозывают "Пьяная деревня". Первоначально сельцо Окулово (существовало до 1628 г.), с. Большое Окулово (уп. в 1619 г.), д. Малое Окулово, д. Окулово около Мстёры, д. Окулово около Касимова принадлежали одному помещику. Сельцо называлось "Запольное", Малое и Большое - "луговыя". Около Мстеры крестьяне - иконописцы, около Касимова - занимаются тоже каким-то промыслом. Крестьян Б. Окулово прозывают "Мордва" - ругательно.
  Записано в Муроме: 1. В Благовещенском соборе в теплом алтаре во время Пасхальной заутрени 21 апреля 1968 г. в 23 часа 45 мин. от Александра 60 лет, крестьянина д. Малое Окулово; 2. 21 июня 1991 г. от Григория Еремеева 70 лет, крестьянина сельца Окулово.

  Малый Приклон - см. Приклон ...

  Малышево (Новомалышево тож) - в старину помещик переселил из своей вотчины, с. Малышева Муромского уезда (ныне Селивановского р-на) Владимирской губ., крестьяне которой были лесорубы, часть жителей за Оку, основав, таким образом, деревню, названную по родине этих крестьян Малышево. Впервые упоминается в 1623-4 г. Первоначально она находилась на берегу оз. Малое Свято, но из-за того, что один раз ее засыпало песком и два раза она выгорала, в самом конце XIX в. или самом начале XX в., была перенесена на современное место. Находится в Нижегородской обл., в Навашинском р-не. Входит в Дедовский приход. Крестьяне занимаются лесорубством. Как только Малышево перенесли на новое место, она тут же сгорела.
  Записано в с. Позднякове Нижегородской обл., Навашинского р-на 14 октября 1974 г. от крестьянина 67 лет.

  Малое Туманово - см. Большое Туманово ...

  Малое Угрюмово - см. Большое Угрюмово ...

  Мартюшиха - в старину старуха помещица переселила сюда откуда-то несколько семей крестьян, основав д. Мартюшиха. Затем сюда стали переселяться постепенно другие крестьянские семьи. Мартюшиха находится в Навашинском р-не Нижегородской обл. Приход - с. Монаково.
  Записано в Муроме 26 ноября 1981 г. от рабочего к-та "Красный луч" Николая Федоровича Зиновьева, мартюшихинского крестьянина.

  Меленки - см. Приклон ...

  Мишино - в старину на место, где теперь стоит с. Мишино, пришел крестьянин Миша (Михаил) и поставил свою избу. Потом стали селиться другие, а село назвали по имени первого поселенца. Мишино находится в Муромском р-не Владимирской обл., Подболотского с/с. Упоминается в 1678 г.; тогда в нем было 5 домов.
  Записано в г. Муроме на растворном участке завода ЖБИ в 1970 - первой половине 1971 гг. от электрика Михаила Власова, крестьянина д. Кривицы.

  Молотицы (Малдицы тож). О чуде при строительстве церкви в с. Молотицы - название происходит: 1) от того, что здесь "молотили", 2) от "молодицы". В старину, во время татарских набегов, здесь прятали молодиц в "Молодицких лугах", росших около села.
  В 1754 г. в с. Молотицы (Малдицы тож) Муромского уезда Владимирской губернии, вместо бывшей ранее деревянной церкви, стали строить каменную Успения Б.М. Во время строительства понадобилось дубовое бревно. Нашли нужный дуб, срубили его, погрузили на телегу и повезли в гору, но тяга была до того велика, что, несмотря на все усилия, лошади не могли везти его. Решили оставить распряженную телегу до утра, под горой. А на утра обнаружили, что телега пуста и от нее в гору ведут следы человека. Пойдя по ним, дошли до строящейся церкви, и увидали бревно, прислоненное к стене. Упоминается в 1629/30 г.
  Записано в Муроме, в музее 23 июля 1974 г. от рабочего з-да лет 30, крестьянина с. Молотицы.

  Монаково - в незапамятные времена на месте села Монакова был Никольский мужской монастырь. Впоследствии на месте его возникло село, названное Монахово. Впоследствии это название было переделано в Монаково. Впервые упоминается в 1629-30 гг. После революции каменная церковь Николая Чудотворца была закрыта. Монаковских крестьян называют "ложкари", т.к. они занимались до революции изготовлением деревянных ложек.
  Находится в Навашинском р-не Нижегородской обл.
  Записано на катере, плывшем из Навашина в Муром, 8 июня 1972 г. от Кузьмича лет 70, крестьянина с. Монакова, ныне живущего в Муроме.
  В 1676 г. о нём упоминается: "Церковь Николая Чудотворца в селе Монакове. У той церкви двор попа Симеона, двор дьячков, да в приходе: два двора помещиковых, двор приказчиков, да крестьянских пятьдесят один двор, да пять дворов бобыльских. Да по скаске попа Симеона церковной земли из боярских дач десять четвертей в поле, в дву потомуж сенных покосов на шездесят копен. По окладу данных денег рубль двадцеть один алтын две деньги".
  В 1821 г. Никольская церковь была построена каменной с приделами Флора и Лавра и Всех Скорбящих Радость Языковым. В 1867 г. тёплая церковь расширена.

  Монастырек (Троице-Перемилова пустынь) - название она получила по находившейся выше в I,5 км на берегу старицы Оки Троице-Перемиловой пустыни (см. Троице - Перемилова пустынь).

  Мошок - название происходит от мшистого болота и обитавших на нем мелких кровососов - "мошек", на месте которого оно и основано. Такие же болота окружают село. Упоминается в 1546 г. На месте села был постоялый двор, принадлежавший кн. Ивану Михайловичу Воротынскому, т.к. здесь проходила Касимовская дорога. Сам князь жил в Куземском стане, находившемся в двух верстах северо-восточнее села, по направлению к д. Пищальниково, где сохранился небольшой прудок, поросший кустарником. Затем князь переселился к постоялому двору, где его княжеский двор находился на месте избы Патрикеевых (1883 г.). Через какое-то время им были переселены сюда крестьяне из других поместий, так и возникло село. Лихонинские - из д. Лихонино, Мошокского прихода (уп. в 1676/7 г.), Горские - из д. Горки Зэмаричского прихода (уп. в 1676/7 г.) и др. Вернувшись из Казанского похода 1552 г., князь подарил многим своим родственникам и соратникам много поместий своих, находившихся близ Мошка. Им же была перенесена в Мошок из Казани Чудотворная икона Казанской Божией Матери, написанная там свят. Варсонофием Тверским (1568-76), которая была встречена крестным ходом и огромным стечением народа. Икона находилась в иконостасе Казанского придела (справа), слева от Царских врат. На ней сребропозлащенная риза, пожертвованная мошокским крестьянином Алексеем Потаповым Ульяновым 22 мая 1860 г. Также вскоре после Обретения Казанской в Казани, благочестивыми девицами были из нее перенесены две Казанские иконы. Мошокская девица перенесла в Мошок, где она находилась в современном храме в Казанском приделе за Престолом. Другие девицы икону большого размера перенесли в д. Пищальниково Мошокского прихода, где она была помещена в деревянную часовню. Икона в Мошке была самой древней в современном храме. Н. М. Пылаев пишет, что на Колокольне современного храма висел Чудотворный колокол, из надписи на котором видно, что он пожертвован сюда кн. Алексеем Ивановичем Воротынским в 1546 г. Сей колокол был разбит задолго до 1897 г., но крестьяне чтили его как Святыню. На Пасху каждый старик Мошка хоть один раз позванивал в него. (Пылаевъ Н. М. Старое житье. С-Пб, с. 317-8). Упоминающиеся в 1676/7 г. деревянные Успенская и Иоанна Богослова церкви, впоследствии сгорели и были вновь построены деревянными. Лес на строительство Богословской церкви рубили на месте церковной пашенной земли "Лебеди". При Успенской церкви было приходское кладбище. Около 1813 г. была холера, и крестьяне послали в Боголюбский монастырь написать верный список с Боголюбовской иконы Б.М. По молитвам перед Ней холера прекратилась, и в память этого был установлен Крестный ход вокруг села 18 июня. Находилась икона в иконостасе главного храма на левом клиросе. По всем четырем концам села до 1917 г. стояли часовни-столбики. На селе находился "Рыбин пруд", названный так за то, что в нем хранилась великокняжеская рыба. В 1930-35 г. колокола были сброшены, а иконы сожжены в поле неким "Миронычем". Большая дорога ранее шла с южной стороны церкви, а затем далее у Спас-Сарники и д. Гладышево, с юга.
  С. Мошок находится в Судогодском р-не Владимирской обл.

  Муралёво - деревня Муралёво Меленковского уезда Владимирской губернии названа так за то, что переселенные сюда крестьяне, основавшие деревню в конце XVIII века, трудились, как муравьи. Прихода с. Архангел.
  Записано в Муроме 8 июня 1997 г. от муралёвского крестьянина лет 70.

  Муськово - В 1552г. 12-13 июля Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Селивановский (Горбатовский) район Владимирской области. По дороге он построил деревянную церковь на погосте Муськово. Он находится около деревни Ново (Новлянка). Однажды близ Муськова явилась чудотворная икона прав. Иулиании Лазаревской, обретенная крестьянкой, полоскавшей белье. На этом месте забил родник. Над ним воздвигли деревянную часовню, а икону перенесли в муськовскую церковь, откуда она перед закрытием храма чудесным образом перенеслась в с. Лазарево, что под Муромом. После революции, в 1941-1950г., церковь в Муськове закрыли, а часовню над родником разрушили, но ежегодно в воскресенье после 10-й пятницы у него совершается молебствие.
  Погост Муска (Мусково, Муськово) впервые упоминается в 1629-1630г., тогда в нем уже была другая деревянная церковь, строения мирского, а исстари была другая, "государева" строения. В 1890-1895г. церковь построена каменной. Престол - Успение Пресвятой Богородицы. Разрушена в 1932-1933г. Десятое воскресенье по Пасхе - оброчный день в память пожара. На погосте - улица Поповская. Погост упоминается в 1505-1506гг. (Муско).
  Записано 9 мая 1971 г. от Евфимии Васильевны 72 лет, крестьянки д. Андреевки Горбатовского района, ныне живущей на Горбатке.

Н

  Навашино - при проектировании Московско-Казанской ж/д дорога должна была проходить севернее, у с. Новошино (см. ниже), находящегося в 8 верстах от разъезда, и станция должна была называться по селу. Но правление Коломенского машиностроительного завода, в который входил Кулебакский горный завод, было заинтересовано, чтобы ж/д проходила рядом с судостроительной верфью, находившейся близ него. Дали взятку, и дорога изогнулась дугой, разъезд назвали близко к названию села - Новашино. Затем оно изменилось на Навашино (в 1914 г. уже называлось так). Муромского уезда Владимирской губернии, ныне Нижегородской обл. Город Навашино образован в 1957 г. в результате объединения ж/д станции Навашино, пос. Мордовщиково и с. Липня. Село уп. в 1646 г. Поселок возник при судоверфи (ныне судостроительный завод "Ока"), основанной в 1907 г. на пустоши Мордовщик. По преданию на ней в древности жила литва, закопавшая здесь много кладов. За то, что город похож на большую деревню, его прозывает "Столичный город Навашино", а за пески, на которых он построен, жителей прозывают "Песошники". Прозывают Навашино также "Навашингтон".

  Натальино - в старину одна барыня по имени Наталья, возможно графиня Уварова, решила поселить на этом месте престарелых крестьян, которые уже были не годны для работ. Первым поселился один старик, потом стали селиться другие. Так возникло село, которое назвали по барыне Натальино. Находится в Горьковской области, в Горбатовском районе.
  17 августа 1972 г. в Натальине сгорело 11 изб. На другой день в село явился неведомый доселе юродивый в женской одежде и, разговорясь с одной бабой, предсказал: "Горели и гореть будете". Женщина рассказала об этом натальинскому миру. Крестьяне бросились искать юродивого, но тот как сквозь землю провалился. С тех пор в Натальине случаются пожары. Помещичья усадьба в 1917 г. сожжена. Церковь в Натальине каменная. Ныне в ней клуб. Церковь эту построил священник после революции, но ее так и не открыли. Деревянная церковь Покрова сгорела в 1930-х годах.
  Записано 20 сентября 1970 г. от крестьянина д. Сонино, украинского шахтёра, с 1950 г. проживающего в деревне.

  Небылое - в 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Юрьев-Польский район Владимирской области. Обратный путь его, через год, пролегал той же дорогой. С удивлением государь заметил, что за время его отсутствия на дороге выросло новое село, которого раньше не было. В честь этого грозный царь назвал село Небылое. Оно принадлежит к Андреевскому приходу. Впервые упоминается в 1464г.
  Записано в Муроме 5 июня 1975 г. на заводе РИП от токаря цеха N 6 лет 16, крестьянина села Бутылицы Меленковского р-на Владимирской обл.

  Нежилово (Нежиловка тож) - деревня Нежилово (Нежиловка тож), что под Муромом, получила свое название за то, что в ней было мало дворов и "не жило" много крестьян. Приход - с. Ковардицы.
  Записано в Муроме, в ПАТП, 28 декабря 1994 г. от погрузчика Геннадия, Константиновича Шмелькова 58 лет, крестьянина с. Талызина Муромского р-на.

  Село Никола-Ушна и река Ушна - в старину на том месте, где впоследствии возникло село Николо-Ушна, была гулянка молодежи. Один парень по имени Николай стал соблазнять девицу. Долго девка не соглашалась, но, наконец, природа восторжествовала над целомудрием, и она согласилась, сказав при этом: "Никола! Уж на". В честь этого село, возникшее впоследствии на этом месте, назвали Никола-Ушна, а реку, на которой оно стоит - Ушна. В Николе-Ушне была каменная Никольская церковь, разрушенная в конце 60-х годов XX в. Николо-Ушна находится во Владимирской области в Селивановском районе. Река Ушна упоминается в 1345 г. Село Никола-Ушна, Ушна тож, Суровцево тож упоминается в 1628-1630г.
  По другому преданию 12-13 июля 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Селивановский район Владимирской области. Во время остановки войска на берегу некой речки для государя очень быстро наловили большое количество рыбы и сварили уху. Грозный царь сказал на это: "Мала река, а ушна". С тех пор она стала называться Ушна.
  Записано летом 1969 г. на грузовой машине по дороге из Владимира в Муром от крестьянина 40 лет.

  Ново-Николаевская - д. Ново-Николаевская Меленковского уезда Владимирской губернии прихода с. Бутылицы была основана переселенцами из сельца Кузьмина того же уезда и прихода. Первоначально называлась Ново-Кузьмино (Новый Выезд? тож).
  Записано в Муроме 16 февраля 1998 г. от шофёра ПАТП лет 40, кузьминского крестьянина.

  Новое Ратово - см. Старое Ратово ...

  Новоселивановский оселок - когда-то в Новоселиванове была церковь. Когда она перестала существовать, то иконы из нее были перенесены в Успенскую церковь с. Святец, близ р. Ушны, и помещены в холодном иконостасе. Местность, где стояла церковь, называется Новоселивановский оселок. Название это говорит о том, что здесь при церкви существовало село Новое Селиваново. В XIX в. здесь построили Новоселивановскую хрустальную фабрику, а при ней рабочий поселок, названный по оселку, Новоселиваново. Ныне называется Красная Ушна. В 1877г. здесь была построена деревянная Боголюбовская церковь. Находится в Селивановском р-не Владимирской обл., на левом дерегу р. Ушны.

  Новошино - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома, и в тот же день на его карете лопнула шина. В одинокой кузнице, встретившейся на пути, цыган-кузнец поставил грозному царю новую шину. В память этого события село, возникшее впоследствии на этом месте, впервые упоминаемое в 1566г., назвали Новашина, т.е. новая шина. Впоследствии, это название изменилось на Новашино, Новошино. В 1629-30г. Новошино принадлежало муромскому Собору, в нем было 2 двора соборных и 18 крестьянских. В 1676г. о нем упоминается: "Деревня Новошина, а в ней двор соборныя церкви ключаря, двор протодьяконов, двор попов, двор дьяконов, а в тех дворах живут дворники, да крестьянских 54 двора". До 1844г. Новошино входило в Покровский приход. В 1840-69г. в Новошине была построена каменная Покровская церковь с приделом Константина, Михаила и Феодора. Теплая церковь построена и освящена в 1840-4г., холодная - в 1859-69г. После революции церковь закрыли. В 1912г. в восьми верстах от села построили железнодорожную станцию Навашино (см. Навашино). Новошино находится в Навашинском р-не Нижегородской обл.
  Записано 14 октября 1974 г. в с. Позднякове Навашинского р-на Нижегородской обл. от крестьянина 67 лет.

  Новые Котлицы - см. Старые Котлицы ...

  Новый Вареж - см. Старый Вареж ...

О

  Окулово - см. Малое Окулово

  Охеево (Охова деревня тож) - Сельцо Охеево (Охова деревня тож) получила свое название либо от восклицания "Ох!", вызванное тем, что находится оно среди дремучих лесов и непроходимых болот и добираться до него "ох, как трудно" и жить в ней тоже "ох, как трудно", либо по фамилии управляющего помещичьим имением Ох. Приход - погост Василий Великий. Упоминается в 1566 г. Находится в Муромском р-не Владимирской обл.

П

  Панфилово - см. Карачарово ...

  Паустово - д. Паустова Вязниковского уезда Владимирской губернии была основана беглыми крестьянами, поселившимися на "пустоши", отчего деревня получила свое название. Она упоминается в 1678г.
  Записано в Муроме 5 июля 1989 г. от чтеца Благовещенского собора Василия 25 лет, крестьянина этой деревни.

  Пенза - название д. Пенза Муромского (ранее Гороховецкого) р-на, приход с. Татарово, происходит от того, что она находится в очень красивой местности, представляющей прекрасный "пейзаж".
  Записано в Муроме 5 января 1994 г. от погрузчика ПАТП Геннадия Константиновича Шмелькова 58 лет, крестьянина с. Талызино Муромского р-на.

  Пестенькино - деревня Пестенькино Муромского уезда Владимирской губернии получила своё название от "песчаной" местности, в которой она находится. Или от растения "пести", в изобилии растущего вокруг деревни, или от "пестов" - пестики, которыми растирают (что-то ими здесь делали). Упоминается в 1676 г. (Пестенино)
  Записано: 1) в Муроме 18 апреля 1975 г. от рабочего з-да РИП Владимира Русакова 21-22 лет, пестенькинского крестьянина; 2) 17 апреля 1989 от фотографа Наталии 19 лет, пестенькинской крестьянки; 3) 2 мая 1992 г. от дьякона Николо-Набережного собора в Муроме о. Михаила 26 лет, уроженца Пестенькина.

  Подболотная (Подболотня тож) - Деревня ПОдболОтная (ПОдболОтня тож), что под Муромом, по одним преданиям получила свое название по фамилии помещика Болотина. По другому преданию по окружающих ее большим болотам. Она упоминается в 1629/30 г., когда в ней были другие помещики.
  Записано в Подболотной 14 мая 1988 г. от крестьянки Марии Васильевны 85 лет.
  За мостом через р. Илемну, слева на мысу, находится археологический памятник IX - XI в. "Подболотское селище муромы" с могильниками.

  Поздняково - см. Спас-Седчино ...

  Покров-Тёша - Покровский (Покров-Тёша, Покров тож) погост Муромского уезда Владимирской губ. (в наст время Навашинский р-н Нижегородской обл) - самый первый приход в округе. Здесь была построена первая в округе церковь. Он упоминается в 1628-30 гг., как уже давно существующий.
  Записано 4 июня 1989 г. от В. Р. Евлампиева, проживающего в Москве, которому рассказывали об этом крестьяне д. МАлое Угольное, входящей в приход этого погоста, летом 1988 г.

  Полховский Майдан -после восстания Стеньки Разина сослали в муромские леса группу бунтовщиков. Они основали село Полховский Майдан (Полх-Майдан тож). Впоследствии в это село была сослана группа пугачевцев. Крестьяне этого села говорят о себе: "Мы - ссылошные". Находится в Нижегородской обл, в Вознесенском р-не.

  Приклон, Большой Приклон и Малый Приклон и город Меленки - в 1463г. часть жителей из разоренной татарами Костромы бежала в муромские леса и в нынешнем Меленковском р-не Владимирской обл. "приклонилась"- поселилась, основав с. Приклон и деревни Большой Приклон и Малый Приклон.
  В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его пролегал через современный Меленковский р-н. Однажды поднялась буря, и войско вынуждено было "приклониться", переждать ее в с. Барский Приклон, д. Большой Приклон и Малый Приклон. Возвращаясь из Казани, в конце октября 1553г., Грозный воздвиг в Приклоне церковь Архангела Михаила. Около села протекает речка, названная за мелководье Меленка. На ней приклонскими крестьянами была построена водяная мельница - меленка, впоследствии около нее построили еще несколько меленок. В конце XVII в. население умножилось, и часть крестьян выселилась к меленкам, основав с. Меленки. В 1845г. помещиком Незвановым церковь была построена каменной., в 1861г. была пристроена теплая церковь Покрова. Полное название села Приклон-Барский Приклон, впервые оно упоминается в 1577г. В описи 1676 г. церковь в селе Приклон (Барский Приклон) называется строением "отца помещика".
  В 1577г. упоминается пустышь Приклон, впоследствии на ней возникла д. Большой Приклон. Крестьян Большого Приклона называли "чернотропы", т. к. раньше лен мяли в банях, и пыль при этом густо покрывала людей, да при том бани были курные, черные. Когда люди выходили из бани на колодец, то на тропинке, ведущей к колодцу, оставались черные следы.
  Малый Приклон в 1576 - 1577 г. значится пустышь Приклонец Малый, а ранее была деревней.
  В старину на берегу реки явилась, по одним известиям, икона Грузинской Божией Матери, по другим - золотой крест, который был перенесен в собор. После революции он пропал. Размеры креста были около 50 см. На месте обретения забил родник, названный Святой ключ или Золотой ключ. Вода в нем святая, чудотворная, исцеляет от болезней желудка. Над родником поставили деревянную часовню. После революции ее сломали и построили на ее месте каменную палатку. Родник находится под горой, немного западнее перекрестка улиц Чернышевского и Нариманова. Собор в Меленках после революции был разрушен, и в городе существует обычай не ходить по тому месту, где он стоял. Ныне на этом месте находится сквер. В соборе находилась чудотворная икона Покрова Божией Матери, довольно старая.
  С. Меленки - Веретево тож. В 1779г. Меленки стали городом. Перед этим сюда был послан владимирский генерал-губернатор гр. Воронцов. По дороге крестьяне ставили для освещения горящие бочки со смолой и упросили дать городу название Меленки, а не Веретево. Жителей Меленок называют "лапотниками", т. к. до революции здесь существовал промысел плетения лаптей.

Р

  Ратново (Ратково) - в 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его пролегал через современный Меленковский р-н Владимирской обл. В его рати случилась чума, унесшая много воинов. Вырыв братскую могилу, воины шлемами насыпали над ней курган. Впоследствии около кургана возникла деревня, названная в честь рати - Ратново. Ратново находилось в Большеприклоновской волости. Приход - с. Коровино. В 1676-1677г. ее, очевидно, еще не существовало.
  Записано в Муроме, на з-де РИП, 16 января 1976г. от токаря цеха N 6 Льва Шашурина лет 20, крестьянина с. Синжаны Меленковского р-на Владимирской обл.

  Репино - с. Репино Меленковского р-на Владимирской обл. находится на горе и всем своим видом напоминаем "репу". Впервые упоминается в 1629/30 гг. По другому преданию, был какой-то Репин, по фамилии которого село получило название.
  Записано: 1) на Вербовском поселке 17 января 1971 г. от инженера приборостроительного з-да П. Малышева, крестьянина с. Репина; 2) в Муроме 21 ноября 1988 г. от репинской крестьянки 78 лет.

  Ризадевой - см. Ардатов ...

  Родяково - в незапамятные времена жил в глуши муромских лесов смолокур Родион, уменьшительная форма Родя. Впоследствии рядом с ним стали селиться другие крестьяне, а деревню назвали в честь Роди - Родяково. Находится в Навашинском р-не Нижегородской обл. Родяковских крестьян называют "куркули" за их богатство.
  Записано в Муроме, в музее, в октябре 1973 г. от крестьянина 82 лет и его жены д. Натальино Навашинского р-на Нижегородской обл.

  Рожново - см. Талызино ...

С

  Саваслейка - В старину жил в д. Новой целовальник Всеволод. Когда к нему в трактир заходили ямщики, проезжавшие через Новую, то они каждый раз заказывая водки, говорили при этом: "Сева, слей-ка". В честь этого Новую переименовали в Севаслейка. 1111 Записано в Муроме летом 1973 г. от муромского дворянина Ивана Александровича Тенякова 81 года.
  В 1676 г. о ней упоминается: "Деревня Новая, что словет Севаслейка, а в ней крестьянских дворов дватцать два двора". "Лей" - река, овраг на языке мордвы-эрзи (Севас - река). Название Саваслейка встречается в 1897 г. В то время название произносилось двояко, т.к. в 1910 г. она названа Севаслейка. Д. Новая (будущая Саваслейка) в 1646 г. дана кн. Черкасскому.

  Савино - деревня Савина Селивановского уезда Владимирской губернии названа так по помещику Савве. Она впервые упоминается в 1676 г. Первоначально называлась "Савино".
  Записано 15 августа 1981 г. на поле у д. Фёдорково Муромского р-на от рабочего ЗиД (в наст время ОАО Муромтепловоз) Уробушкина Георгия Николаевича 41 года, крестьянина д. Новлянки Селивановского р-на.

  Сапун  - деревня Сапун находится на берегу Оки в Вачском р-не Нижегородской обл. Свист речного ветра у этой деревни часто переходит в сопение - "сап", давший ей название. Упоминается в 1676 г.
  Записано в Дедове 29 сентября 1975 г. от Евгении Ивановны Евлампиевой, муромской мещанки, живущей в Москве.

  Сафоново  - деревня Сафоново Муромского р-на Владимирской обл. первоначально находилась на другом месте, но т.к. часть её часто заливало в весенний разлив, то её перенесли на современное место. Она упоминается в 1678 г.
  Записано 1 июля 1984 г. в соседней д. Алешунино от крестьянина лет за 60.

  Свежаки  - деревня Свежаки Селивановского уезда Владимирской губ. получила своё название от промысла крестьян, занимавшихся поставкой "свежего мяса". Упоминается в 1676 г.
  Записано в Муроме на заводе РИП 5 июня 1975 г. от токаря цеха N 6 лет 16, крестьянина с. Бутылицы Меленковского р-на.

  Свято, Татарово и Горловка - в старину шло татарское войско от Мурома на север. Во главе его был татарский князь. Войско встало лагерем. В нескольких верстах севернее расположилось лагерем русское войско. Сошлись войска между этими лагерями, и был бой, и побежали татары. Впоследствии на месте татарского стана поселились в одном большом доме "татары" пленные, основав с. Татарово, назвав его в память татарского лагеря. Оно впервые упомянуто в 1676 г. Находится в Муромском р-не Владимирской обл. На месте битвы впоследствии основали д. Горловка, названную так за то, что дальше этого места татары не прошли, здесь был предел им - "горло". Горловка входит в Святовский приход. На месте русского стана, месте "святом", т.к. оно осталось у русских, не было осквернено басурманами, поселился святой монах - отшельник. Впоследствии, после его смерти на месте его кельи основали село, назвав его в память святого места и святого монаха, Свято. Находятся Свято и Горловка в Гороховецком р-не Владимирской обл. Горловка - в двух верстах от Свята.
  Записано: 1) в с. Борисоглеб 29 апреля 1974 г. от крестьянина Якова Ивановича Мудрецова лет 90; 2) В Муроме на к-те Красный Луч 17 августа 1981 от рабочего (Александра?) лет 40, татаровского крестьянина.
  Впервые упомянуто Свято в 1628-30 гг., как селение, основанное на церковном месте "старого запустения", на пустоши. Татаровских крестьян называют "колодежники", т.к. они занимаются рытьем колодцев. Свято стоит на берегу озера Свято. Может быть, предание повествует о походе Батыя от Мурома до Гороховца, в конце декабря, после Рождества 1239 г.

  Синжаны  - первоначально здесь было две деревни. Одна из них называлась на "У". Впоследствии между ними возник храм, и обе деревни слились, образовав село. Престол в церкви был Усекновение главы Иоанна Предтечи. Барин или барыня назвали принадлежащее им село по церкви "Saint Jean" (Сэн Жан). По другому преданию барыня назвала село в честь своего любимого кучера, называемого ей "sire Jean" (сир Жан). Впоследствии крестьяне переделали это французское название в "Синжаны". Окрестные крестьяне называют синжанских "судари" и "калмыки". В старину синжанские крестьяне отличались смелостью и были головорезами, за что соседи почтительно величали их "судари". Находится во Владимирской обл, Меленковском р-не. Впервые упоминается около 1480 г. как с. Зинжаны.
  Записано в Муроме: 1) на заводе РИП 28 июня 1975 г. от токаря цеха N 6 Шашуркина лет 20, синжанского крестьянина; 2) 4 февраля 1983 г. от Ивана Васильевича Костина лет 35 лет, крестьянина д. Адино, проживающего в Муроме.

  Скрыпино  - д. Скрыпино Меленковского уезда Владимирской губернии прихода Куземского (Ионанн Предтеча тож) погоста получила свое название за то, что в ней была непролазная грязь, проезжая по которой телеги "скрипели". Упоминается в 1646 г. В Скрыпине цокают, за что крестьян называют "цокалки", т.к. они вместо "чево" говорят "цаво".
  Записано в Муроме 12 марта 1995 г. от послушника Благовещенского монастыря Сергия лет 25, уроженца Скрипина.

  Сонино - в 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и, решив очистить войско от всех лодырей, плохих воинов, сонь, поселил их на земле, основав деревню и назвав в их честь Сонино. Она впервые упоминается в 1636г. Находится она в Навашинском р-не Нижегородской обл. Приход - Николо-Горицкий.
  Записано в Сонине 20 сентября 1970 г. от украинского шахтера, живущего здесь с 1950г.
  Очевидно, существовала эта деревня уже в 1618 г.

  Спас - Железино "У Спаса" - по одному преданию между 1166 и 1181г. Илья Муромец выехал из Мурома в Киев. В этот день по дороге конь его оступился об огромный гранитный валун, на котором остался след от копыта, и чудесным образом не сломал себе ногу. Пораженный этим Илья Муромец сказал, что только благодаря заступничеству Николы произошло это чудо. По другому преданию в 1552г., 12 или 13 июля, Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его пролегал через современный Горбатовский район. По дороге лошади в войске стали болеть (железы болели) и падать. Пройдя мимо места, на котором впоследствии построили Никольскую церковь, и, отойдя от него около 200 метров на восток, лошади вдруг выздоровели. На месте исцеления Иваном Грозным бал основан погост Спас-Железино "У Спаса" с деревянной церковью Преображения Господня. Отойдя около версты на восток от погоста, конь Ивана Грозного оступился об огромный гранитный валун, на котором остался его след. Под этим валуном похоронили павших коней. Камень этот находится на левой обочине дороги, если идти из погоста. В длину он имеет около 2м 88см и столько же в ширину. Рядом со следом находится выбитое изображение коня. В нем спрятан клад. Впоследствии была построена каменная церковь Николы Чудотворца, тоже вошедшая в погост. В 1676г. о нем упоминается: "Церковь Преображения Господня в погосте Железине..., в погосте Железине бобыльских четыре двора". В 1785г. Преображенская церковь сгорела, и в том же году из с. Спас-Седчино была перевезена новая деревянная церковь. В 1868г. она была разобрана и построена заново. В 1907г. она сгорела от молнии и была построена каменной, для чего была разрушена Никольская церковь. Кирпич от Никольской церкви пошел на кладку южной стены Преображенского храма. Погост находится в одной версте восточнее д. Теренино (в старину Геренина). Придел Казанской Божией Матери в храме был еще в деревянной церкви 1868г. В Спас-Железинский приход входят д. Теренино (в старину Геренина), д. Вихирево (в старину Вихорева), д. Черновская, д. Головино (в старину Головина), д.Ульяниха (в старину), д. Лукино (в старину).
  Записано в Спас-Железине 28 мая 1972 г. от священника о. Николая лет 40.

   Спас-Железный посох - в июле 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Петушинский р-н Владимирской обл. Здесь он разбил татарское войско и приложил в церковь Спасского погоста свой железный посох. В честь этого погост назвали Спас-Железный посох. В конце XIX в. посоха в церкви уже не было.

   Спас-Чемер ( Чамер тож, Чемерево тож) - в 1552г. 10-11 июля Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Судогодский р-н Владимирской обл. Здесь у Грозного пал конь от "чемера". Впоследствии село, возникшее на этом месте, назвали в память этого события Спас-Чемер. Упоминается в 1670г. Находится на р. Сойме.

  Спас-Седчино (Пончино, Белый Спас) и Поздняково - село Спас-Седчино, которое в старину называлось иначе, беспрестанно разоряли татары. В 1552г. они подошли к селу, чтоб окончательно посечь крестьян. В это время Иван Грозный, идя в поход на Казань, плыл по Оке в Муром. Войско сошло на берег и в грозной сече под селом, на берегу озера, русское войско, благодаря заступничеству Спаса, разбило татар, чем Иван Грозный спас крестьян от сечи.
  По другому преданию войско Ивана Грозного опоздало, а крестьян спасла рать, пришедшая из Мурома. В то время Ока текла другим руслом, восточнее современного. Поздно вечером пристал Иван Грозный к рыбацкой деревушке, состоявшей из двух изб, где ему тут же подковали лошадь. По другому преданию так же сказали, что он запоздал со своим войском, т.к. муромское войско уже спасло крестьян предыдущего села от сечи. Переночевав в одной из изб, наутро грозный царь повелел в деревне воздвигнуть деревянную Покровскую церковь, а деревню, в память позднего прибытия своего, поздней ковки лошади, а, по другому преданию, еще и опоздания своего на сечу, назвать с. Поздняково, а также повелел крестьян приписать ко Двору, чтоб они поставляли рыбу для государя. Село упоминается в 1636г. Церковь в 1811г. построена каменной помещиком князем С.М. Голицыным. На кладбище похоронен знаменитый муромский разбойник Петр Мочалов по прозванию Межак, убитый в 1920-х годах. Поздняково - родина геолога, академика И.М. Губкина. В селе ему поставлен памятник. Поздняковских крестьян называют ватрушечники, ибо до революции они пекли их на продажу. Находится это село в Навашинском р-не Нижегородской обл.
  Село, спасенное от сечи, упоминается в 1676-1677г. В это время в нем была деревянная церковь Всемилостивейшего Спаса. Если идти от села Ефаново в Спас-Седчино по большой дороге, то после Муромки сразу же справа будет урочище Вокнищи, далее - песчаное место, на коем была д. Бориха. В XVIII в. солдаты, проводившие учения в этих местах, прорубили просеку от Вохнищ к селу. В начале XIX в. село принадлежало помещице Киселевой, вышедшей замуж за Есипова. Сестра ее владела д. Борихой, находившейся около Вохнищ, которую она перенесла к селу и соединила с ним. В 1836г. сестры решили построить в селе две каменных церкви. Есипова - в усадьбе, а сестра - под горой, под усадьбой, около святого родника Подкленный, очень большую. Каждая хотела построить раньше другой. Та, что строила под горой, наняла возить кирпичи беременную крестьянку, чем оттолкнула от себя крестьян, перешедших к сестре. Видя, что церковь Есиповой строится быстрее, сестра стала по ночам воровать у нее кирпичи и бросать их в озера Сытное и Седчено, на берегу которого произошла сеча с татарами. Вот за то, что, благодаря помощи Спаса, войско Ивана Грозного (или муромская рать) спасло село от разорения, что солдаты прорубили просеку, село назвали Спас-Седчино, а озеро - Седчино. Сытное находится рядом с Седчиным. В этих озерах с тех пор находится масса кирпичей. Подкленный родник раньше бил в другом месте, чем теперь. К нему выходит овраг Подкленный, начало которого находится около шоссе, пересекая его, а затем овраг идет севернее села.
  Все же Есипова построила церковь, а сестра нет. Строительство закончилось в следующем году. Престол - Преображение Господне с приделом Казанской Божией Матери. Беременную крестьянку, возившую кирпичи, барыня высекла, от чего та выкинула плод. Есипова об этом донесла губернатору и сестра, боясь возмездия, удавилась. С тех пор село принадлежало Есиповым целиком. В 1918г. в селе скрывалось много дезертиров из Красной армии. Муромский чекист Лашков с отрядом чекистов, вооруженных пулеметом, занял село и всех дезертиров расстрелял. Когда закрывали церковь, после 1929г., то крестьяне, вооружившись, некоторое время не пускали представителей советской власти в село. С тех пор село получило название Белый Спас. Поздняковские крестьяне, бывшие в революцию поголовно большевиками, стали из-за этого враждовать со спасскими, и эта вражда продолжается до сих пор. Спасских крестьян называли белогвардейцы. В приход села входили д. Ефаново, д. Кониловка (Новая деревня тож), Вокнище (в старину). Они находятся в Навашинском р-не. Кроме Подкленного есть еще два родника под горой на северной и южной сторонах села. Первоначально в селе не было колодцев, и из этих трех родников брали воду.
  Записано в с. Позднякове летом 1967 г. от крестьянки 45 лет и 26 августа 1971 г. от крестьянина Петра Ивановича Бугрова 75 лет; в Спас-Седчине 9 сентября 1972 г.от крестьянина Бибикова Кузьмы 96 лет и летом 1973 г. от крестьянина лет 75, уроженца не Спаса, но живущего в нем с 1930 г.; в Муроме 6 марта 1984 г. от сына Бибикова, Василия, 59 лет; в Муроме 3 марта 1986 г. от учительницы с. Дедова Юлии Николаевны Шамкиной лет 60 - об опоздании Грозного на сечу.
  В с. Спас-Седчино родился офтальмолог Филатов.
  Записано в селе Позднякове 26 августа 1971 г. от крестьянина Петра Ивановича Бугрова 75 лет.

   Старково  - в старину на месте, где теперь стоит д. Старково, пришли два брата: Ломака и Старка и, поселившись здесь, основали деревню Ломакино. Через некоторое время Старка убил Ломаку и деревню переименовал в Старково. Она делится на два конца: Старая деревня и Новая деревня. Старковских крестьян называют "краселя", т.к. они рисуют маслом ковры на стену. Она находится в Гусь-Хрустальном р-не Владимирской обл.
  Записано в Муроме 27 марта 1972 г. от рабочего ЗиО (Торского завода Киселева) Владимира Николаевича Денисова, крестьянина д. Старковo Гусь-Хрустального р-на Владимирской обл.

   Старое Ратово, Новое Ратово, Кривицы, Черемисино - в старину из деревни Старое Ратово часть жителей переселилась на другое место, основав деревню Новое Ратово. Названы они были так по имени помещика Ратова. Кривицы принадлежали помещику Кривицыну. В этих деревнях жили русские. В деревне Черемисино жили черемисы (марийцы). Между ними и этими тремя русскими деревнями шла война, но, в конце концов, черемисы были побеждены. Кривицы, Черемисино, Старое Ратово (Растуева) впервые упоинаются в 1676 г. Старое и Новое Ратово, Кривицы, Черемисино находятся во Владимирской обл. Муромского р-на Подболотского сельсовета.
  Записано в Муроме в 1970 - первой пол. 1971 г. на растворном участке завода ЖБИ от электрика Михаила Власова, крестьянина д. Кривицы.

   Старые Котлицы и Новые Котлицы - в старину Старые Котлицы (жители) заказали мастерам, жившим в с. Климове, отлить большой колокол. Когда работа была сделана, крестьяне Старокотлицкого прихода на руках принесли его на погост. При подъеме колокол упал и дал трещину, после чего звон стал плохой. Вызвали из Климова мастеров, сняли колокол и, выкопав яму ("котел"), перелили его в ней, после чего на руках перенесли его к церкви и подняли на колокольню. По этому "котлу" погост назвали "Котлицы" или "Котлицы". Этот "котел" находится восточнее села Старые Котлицы, возникшего впоследствии на погосте. Ныне здесь находится ферма. Впоследствии из Котлиц часть крестьян выселилась, образовав село "Новые Котлицы", а Котлицы стали называться "Старые Котлицы". Новые Котлицы, Климово упоминаются в 1629/30 гг. Они находятся в Муромском р-не Владимирской обл. В Старых Котлицах в храме находится Чудотворная Икона Боголюбовской Божией Матери. В Новых Котлицах до разрушения храма в 1949/50 гг. находился резной Чудотворный крест с распятием (2,5 м.), носимый на Крестных ходах во время напастей. Приложен помещиком (предание).
  Записано 2 октября 1981 г. на поле между погостом Старые Котлицы и с. Новые Котлицы от старокотлицкого крестьянина лет 50.

   Старый Вареж и Новый Вареж  - в незапамятные времена жил в окрестностях Мурома в огороженном замке варяжский князь Варяга со своей варяжской дружиной. Впоследствии рядом с его усадьбой возникла деревня Старый Вареж, названная так по имени князя. В 1676 г. о ней упоминается: "Деревня Варена, а в ней крестьянских тридцать два двора, да бобыльских семь дворов". В 1870 г. из Старого Варежа часть крестьян выселилась на новое место, основав деревню Новый Вареж. Ныне обе эти деревни слились и названы Вареж. Старый и Новый Вареж - Борисоглебского прихода.
  Записано в с. Борисоглеб Муромского р-на Владимирской обл. 29 апреля 1974 г. от крестьянина Якова Ивановича Мудрецова лет 90.
  В 864 г. Рюрик посадил на княжение в Муроме варяга, с которым пришло сюда много его соплеменников. Может быть, здесь был замок одного варяжского рода, а вернее, что название происходит от мордовского "Вар", "Вэр", "Вир" - лес и окончания "еж".

  Стригино  - с. Стригино Муромского уезда Владимирской губернии первоначально называлось Кобылино и находилось на месте кладбища, а затем было перенесено на современное место и стало называться Стригино. Упоминается в 1629/30 гг., как Стригино. Причиной перенесения был мор. Названо по фамилии помещика - Стригин.
  Записано в Муроме 28 января 1994 г. от Константина Бибеева 35 лет, крестьянина д. Иваньково Стиргинского прихода, живущего в Муроме.

Т

   Талызино и Рожново  - В старину на берегу р. Ушны существовали три деревни: Фоминки, Ногорная, (Полевая ?). Так как поля их были далеко, то их перенесли на другие места, основав из их крестьян с. Талызино и д. Рожново. Последняя деревня получила название по фамилии помещика. Талызино упоминается около 1480-1520 гг., Рожново упоминается в 1570 г., приход - Талызино. Действительно, на Ушне в 1483/4 г. упоминается пустошь, что была деревня Фоминская Муромского уезда Владимирской губернии.
  Записано в Муроме 16 мая 1995 г. в ПАТП от шофера Александра лет 55, рожновского крестьянина.

   Татарово - см. Свято ...

  Теплово -
в 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и 22-го проходил через встретившееся на пути село, в котором ему был оказан "теплый" прием. В честь этого село было названо Теплово. Оно находится в Кулебакском р-не Нижегородской обл.
  Записано в Муроме 16 июня 1978 г. на ф-ке Войкова 2 (льнопрядильная ф-ка Суздальцевых) от рабочего Виктора Поздова 23 лет, крестьянина д. Венец Ардатовского р-на Нижегородской обл.

   Теплый Стан - в 1552г., 20 июля, Иван Грозный вышел из Мурома на Казань. 30 июля он подошел к одному селу, крестьяне которого оказали ему очень теплый прием. За это Иван Грозный назвал село Теплым Станом, теперь оно называется Сеченово. Находится в Нижегородской обл.

   Тереховицы  - в старину из какой-то деревни (или села) была переселена часть крестьян - так была основана деревня Тереховицы. Ныне она слилась с д. Саксино и вошла в её состав. Упоминается в 1676 г. (Тереховичи) Тереховицы находятся в Муромском р-не Владимирской обл. В ней была деревянная строобрядческая часовня. Тереховицы есть в Камешковском р-не Владимирской обл.
  Записано от тереховицкого крестьянина.

   Тимофеевский погост  - в 1552г 10-11 июля Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через современный Судогодский р-н Владимирской обл.. Здесь во время остановки к государю из Москвы посол принес весть, что у него родился сын, названный Тимофеем *). В благодарность царь на месте остановки войска воздвиг деревянную церковь Ап. Тимофея, основав здесь погост. Церковь эта построена заново деревянной в 1684г. Сгорела она от молнии в 1941г. или 1945г. Находится погост в одной версте на юг от д. Кондряево. Упоминается в 1627-1630г.
  Записано в Кондряеве 15 сентября 1990 г. от крестьянина Алексея Андреевича Саватеева лет 70лет.
   *) У Ивана Грозного не было сына Тимофея.

   Тоторшево - см. Ардатов ...

   Троице - Перемилова пустынь - в древности на месте погоста существовало капище языческого бога любви, дружбы и согласия - Перемила. Поэтому горы, идущие правым берегом Оки от Мурома до Чуди называются Перемиловскими горами. В начале XIII в. изгнанные из Мурома Св. Петр и Св. Феврония приплыли вечером к этому месту и сделали здесь остановку. Св. Февронии так понравились Перемиловские горы, что она воскликнула: "Какие премилые горы!" Говорят также, что от этих слов и происходит название гор. Расстроенный Св. Петр сказал на берегу Св. Феронии: "Како будет понеже волею самодержства гоньзнув". На что ему Св. Феврония отвечала: "Не скорби, княже, милостивый Бог, творец и промысленник всему, не оставит нас в нищете быти." Готовя им еду, повар воткнул в землю деревца и повесил на них котлы. Св. Феврония, гуляя по горам, заметила те деревца и сказала: "Да будут сиа на утреи древце велико, имуще ветви и листвие". На другое утро Св. Петр и Св. Феврония поплыли дальше. Пенек от дерева Св. Февронии сохранился до сего дня. Он находится против того места, где была колокольня, в самом западном краю погоста, близ забора. В 1987г. завален булыжниками, выкопанными при рытье могилы на месте колокольни. Исцеляет от зубной боли. Речку, протекающую южнее кладбища, Св. Феврония назвала Муромкой.
  В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Выйдя из Нижнего Новгорода, он пошел правым берегом Оки и, дойдя до этого места, пересел на суда и поплыл в Муром. В память этого он повелел воздвигнуть на сим месте каменную церковь Пр. Троицы. Впоследствии здесь возникла Троице-Перемилова мужская пустынь (упоминается в 1678г.), просуществовавшая до 1764г. Поэтому местность, где находится погост и пристань около д. Кондраково, называется Монастырек. В 1764г. пустынь была преобразована в погост. Церковь после революции была разрушена, находилась она в западной части кладбища. Никто из тех, кто разрушал ее, не вернулся с войны. Троице-Перемилово-Пустынский приход - д. Ефремово (ранее Офремово), д. Кондраково. После революции погост Троице-Перемилова пустынь был переименована в Судострой. Он находится в Нижегородской обл., в Навашинском р-не. По преданию около 1750г. пожар истребил весь интерьер храма.
  Недалеко от погоста Ока сливается со старицей, между ними около д. Ефаново находятся два круглых озера, называемые Окнища, Окна. По длине каждое около 20 метров, На расстоянии около 10 метров друг от друга. Это подземные ходы, выкопанные монахами, они ведут в женский монастырь в с. Русаки. Однажды это село с монастырем провалилось (после 1691г.), и подземные ходы заполнились водой, сообщающейся с оз. Большое Свято, образовавшемся на месте села. Находится оно в 1, 5 верстах от с. Дедова.

У

  Угольное  - деревня Угольное, находящаяся в Нижегородской обл., Навашинском р-не, получила своё название за то, что находится в "углу", образованном реками Велетьмой, Тешей и Окой. По другим источникам Угольное в 1676 г. названо Угонное. В 1676г. о ней упоминается: "Деревня Угонное, а в ней четырнадцеть дворов крестьянских". Впоследствии из Угольнова выселилась часть крестьян, образовав д. Малое Угольное. После революции она слилась с Покровским погостом (Покров-Теша тож), образовав с. Покров.
  Записано в мае 1972 г. от шофера ЗиО Сергея Белова лет 27, крестьянина д. Угольное.

Ч

  Чаадаево  - в старину жил под Муромом Владимирской губернии некий "Чудотворец". Впоследствии здесь образовалось село, названное в честь него "Чаадаево" (Чадаво тож). Впервые упоминается в 1455 г. Название Чегодаево упоминается с 1495 г. По другому преданию первым здесь поселился высланный сюда некий Чаадаев. B 1538г. оно было "вывоено, позжено" татарами.
  Записано в Муроме: 1) на базаре 14 сентября 1992 от крестьянки д. Батюшково (Бестюково тож) лет 70; 2) 5 января 1994 г. от работника ПАТП Геннадия 55 лет, крестьянина с. Талызино Муромского р-на.
  В селе каменная церковь Рождества Божией Матери (1808 -14 г.).
  В селе есть также два Святых Источника, образовавшиеся от удара rопытом коня Святого Илии Муромца. В сельской школе в 1868 г. служил учителем писатель Станюкович, а в 1942-58 г. ее директором был основоположник белорусской поэзии Язэп Пуща.

   Чабышево  - в старину жили в селении где-то в стороне от с. Бутылиц (см. Бутылицы), вглубь от железной дороги, крестьяне "Чебышевы", и возникла у них ссора в семье. Тогда отец отделил двух сыновей, а их у него было много, и переселился с ними на новое место, образовав сельцо в две избы, названное по их фамилии "Чабышево". Впоследствии рядом с ними стали селиться другие крестьяне. Упоминается в 1767-7 г., когда было уже много изб. Принадлежала помещику с немецкой фамилией, начинающейся на букву "Ш". Барская деревянная усадьба находится перед сельцом на той же стороне речки. Ныне в ней больница. Школа деревянная построена немцами в 1912 г. Прихода с. Папулино. Деревня находится в Меленковском р-не Владимирской обл.
  Записано в Муроме 14 июня 1998 г. от дочери чабышевской учительницы лет 50, живущей в Шуе, эколога.

   Черемисино - см. Старое Ратово ...

   Чертково  - д. Чертково Селивановского (ранее Вязниковского) р-на Владимирской обл. Название происходит от фамилии помещиков Чертковых. Упоминается в 1628/30 гг., но кто тогда был помещиками - неизвестно. Прихода Старо-Замотринского погоста.
  Записано в Муроме 29 мая 1997 г. от предпринимателя Александра Кузнецова лет 30, живущего в Черткове.

   Чудь (Троице-Перемилова пустынь) - село Чудь было основано "чудью белоглазой" - народом финского происхождения. Святой Илья Муромец, изгнав из-за Оки литву, освободил также и Чудь, угнетаемую ею, собирая с нее дань. Впервые Чудь упоминается в 1629-1630г. В 1676г. о ней упоминается: "Церковь Успения Пресвятыя Богородицы в селе Чуди. У этой церкви двор попа Карпа, двор дьячков, да в приходе: пять дворов помещиковых, четыре двора задворных слуг, да крестьянских шестнадцать дворов, да бобыльский двор. Да по сказке попа Карпа церковной земли из боярских дач три четверти в поле, в дву потому ж сенных покосов на сорок копен. По окладу данных денег двадцать шесть алтын пять денег". Церковь после 1897г. была построена каменной. Ныне крестьяне Чуди называют себя русскими, хотя считают себя потомками чуди белоглазой. Крестьяне окрестных деревень называют чудьских "чудь белоглазая" или "белоглазые чудяне". Церковь после революции закрыли. Чудь находится в Навашинском р-не Нижегородской обл.
  Записано в Чуди 8 июня 1972 г. от крестьянки лет 70 лет и в Муроме в музее 23 ноября 1973 г. от истопника 65 лет, крестьянина д. Черновское Вачского р-на Нижегородской обл.

Ш

  Шилокша - в 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и 21 ночевал на р. Шилокше. Впоследствии на этом месте возникла деревня Шилокша. Она находится в Кулебакском р-не Нижегородской обл.
  Записано в Муроме 16 июня 1978 г. на ф-ке Войкова 2 (льнопрядильная ф-ка Суздальцевых) от рабочего Виктора Поздова 23 лет, крестьянина д. Венец Ардатовского р-на Нижегородской обл.

   Шульгино - село Шульгино Селивановского (бывшего Муромского) р-на Владимирской обл. получило свое название по фамилии помещика Шульгина. Оно впервые упомянуто в 1676 г. Род Шульгиных восходит со второй половины XV в. В начале XIX в. деревянный Успенский храм в селе был разобран и построен каменным помещиком Муромцевым. Древние иконы, находившиеся в прежней деревянной церкви, были им проданы при этом во Владимир или Москву.
  Записано в Муроме 30 марта 1985 г. от возчицы к-та "Красный Луч" Корчагиной лет 50, шульгинской крестьянки.

 
Я

   Яковцево  - в старину шли двое странников, один из них говорит: "Яков?", а другой отвечает: "Цево?". Впоследствии на месте их разговора возникло село, которое назвали Яковцево. Оно находится в Горьковской области, в Вачском районе. За красоту местности Яковцево и окрестности называют "Крым". Село это упоминается в 1676 г.
  Записано в с. Дедове Горьковской обл., Навашинского р-на от муромских мещанок, живущих в Москве, сестер Евгении Ивановны (72 года) и Валентины Ивановны (74 года) Евлампиевых.

   Ярцево  - в старину, приблизительно между 1770 и 1780 г., помещик д. Ярцево Селивановского уезда Владимирской губернии проиграл другому три семьи крестьян: Колпаковых, Кашиных, Липкиных, и тот переселил их на левый берег Оки, основав новую деревню в три избы, назвав ее в память той, откуда были переселены крестьяне, Ярцево. Так говорят сами ярцевские крестьяне. Крестьяне же окрестных сел и деревень говорят, что никто их не проигрывал, а были они за какие-то провинности переселены сюда из Ярцева своим же помещиком. От этих трех семей происходят современные ярцевские фамилии: Колпаковы, Кашины, Липкины. В 1912 г. крестьяне Колпаковы ставили избу на кирпичном фундаменте. Из оставшегося кирпича они около дома воздвигли часовню-столбик. После революции часовня была закрыта (упразднена). Она находится на ул. Ленина, севернее северо-восточного угла дома N 52 (Колпаковых). До революции крестьяне в Ярцеве изготавливали сани и колёса. Работали на первом этаже, а жили на втором, поэтому избы в Ярцеве почти все двухэтажные. Последним барином в Ярцеве был Раскатов, жил он в Муроме. Ярцево входит в приход села Большое Окулово, находится в Навашинском р-не Нижегородской обл. Ярцевских крестьян называют "корсаки", т.е. киргизы.
  Записано в Ярцеве 30 июля 1972 г. от крестьянина 75 лет и крестьянки лет 50.

 
Реклама Б1
Муромский справочник 

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 9 гостей.