RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я Мобильный вариант 12+

 
 
 

 

Топонимика Мурома и его окрестностей. А.А. Епанчин. Ч.4

Топонимика селений (А - И)
А

  Адино - деревня Адино Меленковского уезда Владимирской губернии до потопа находилась на другом месте, южнее нынешнего, на берегу речки между современным Адиным и д. Славцево. До середины 20 в. на этом месте стоял столб (часовня-столбик?). После потопа спасся лишь "один" крестьянин, который переселился на современное место. Затем рядом с ним стали селиться другие крестьяне, и, таким образом, основалась деревня, названная в честь первого, Адино, Одино. Затем на ней воздвигли церковь св. Георгия Победоносца. Она находилась близ деревни, ныне здесь заметны следы кладбища. Деревня упоминается в 1676/7 гг. В это время церкви в Адино уже не было. В двух верстах от первоначального места деревни, на восток, находится "Святой колодезь, Живой колодезь", образовавшийся от удара копытом коня св. Георгия Победоносца. Вода в нем святая, чудотворная. Адино входит в приход Иговского (Фроловского) погоста.
  Записано 4 февраля 1983 г. от Ивана Васильевича Костина 35 лет, режиссера театральных кружков при клубе строителей и радиозавода в г. Муроме, адинского крестьянина.

  Алатырь - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и в начале августа остановился на месте впадения р. Алатырь в р. Суру. В этом же году на месте стана он основал Алатырь.

  Александровка - После окончания Крымской кампании в 1856 г. под Муром из Крыма пришел цыганский табор. Простояв какое-то время на определенном месте, цыгане решили здесь осесть навсегда и основали деревню, названную в честь Императора Александра II - Александровка прихода Успенской церкви в Муроме. В 1763 г. принадлежала муромскому Спасскому монастырю. Среди цыган был Семен Богатый, от которого произошел род Богатовых.
  Записано в Муроме 24 мая 1998 г. от потомка Богатова, краеведа В.И. Богатова лет 75.

  Алешунино - Деревня Алешунино первоначально находилась на холме, по которому ныне проходит современная дорога из д. Алешунино в с. Боровицы, но т.к. весной в разлив её часто затопляло, то её перенесли на современное место. Упоминается она в 1678 г. Находится в Муромском районе Владимирской области.
  Записано в д. Алешунино 1 июля 1984 г., от крестьянина лет 60.

  Ардатов, села Кужендеево, Тоторшево и Ризадевой - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 23 июля к нему пришли 4 мордвина или татарина - Ардатка, Кужендей, Ризандей, Тоторша - жившие в этих местах на реке Лемеш, служившие Казани, но решившие перейти на сторону русских. Ардатка был послан за подкреплением в Рязань и вернулся в самый критический момент. Затем они провели русское войско по лесам и возвратились обратно. За это Иван Грозный пожаловал их землями. Ардатка и Кужендей стали торговать, основав на том месте, куда возвратился к русскому войску из Рязани Ардатка, город Ардатов и с. Кужендей в трех верстах от Ардатова. Ризандей никого на своей земле селить не стал, ею, называемой Ризадеевой дачей, владеют кужендеевские крестьяне. Именем Тоторши названо было с. Тоторшево, находящееся рядом с Ардатовым. Находится этот Ардатов в Нижегородской губернии. Мордвины Рузан и Балик, родственники Автодей, Куждей, основали селения около Сарова: Рузановка, Баликово, Автодеево, Куждеево.

  Арзамас и река Теша - В 1245г. в д. Второрусской, что в 26 верстах от Арзамаса жил мордовский князь Теш, в честь которого реку, на которой стоит Арзамас, назвали Теша. У него было 4 сына. Старший - Шемайко- поселился на р. Шамке, впадающей в Тешу под Арзамасом. Акшейко поселился на ручье Сороке, протекавшем прежде в Арзамасе. Михалко поселился на протоке Михайловом, что в 1 версте от Арзамаса. Кусилко поселился на горе Киселевой. Впоследствии селения слились в единый город, названный Мордовское городище. Впервые он упоминается в 1366г. В середине XVI в. жили здесь 2 мордовских князя Арза (Арзай, Арзь) и Маза (Масай, Мисяй). Арза жил на горе, Маза - под горой. В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 24 июля он подошел к Мордовскому городищу и навстречу ему вышли Арза и Маза и попросили крестить их. В награду за это грозный царь заложил в этот же день вокруг города крепостные стены и повелел переименовать его в Арзамас. Ниже собора, под горой, когда-то стояла церковь. Однажды она провалилась, и на ее месте образовалось озеро. За любовь арзамасцев к луку и разведение ими гусей их прозвали лукоедами и гусятниками. В д. Второрусской живет обрусевшая мордва.

Б

  Барское Сельцо (Сельцо тож) - В старину д. Барское сельцо принадлежало помещику, жившему в селе Молотицах (Малдицы тож) Муромского уезда Владимирской губернии, находящемусяся от Барского Сельца на расстоянии около 10 верст, так что крестьянам приходилось ежедневно ходить на барщину в Молотицы. В благодарность за это барин назвал деревню "Барское Сельцо". Входит в Ново-Котлиций приход. Упоминается в 1676 г. Крестьян Барского Сельца называют "куркули", т.к. это очень богатая деревня.
  Записано зимой 1970/1 г. в больнице д. Межищи Муромского р-на от старушки Катерины, крестьянки Барского Сельца.

  Бердишево - Название д. Бердишево Муромского уезда Владимирской губернии Старо-Котлицкого прихода происходит от фамилии помещиков Бердишевых. Она впервые упоминается в 1630 г., но помещики в это время уже были другие.
  Записано летом 1965 г. на дороге около Бердишева от Анастасии Ивановны Мельниковой лет 80, церковной старосты в погосте Старые Котлицы, крестьянки д. Столбищи того же прихода.

  Бетюково (Батюшково тож) - Деревня Бетюково Муромского уезда Владимирской губернии с приходом в с. Борисове получила название от народа "бетюки", жившего в ней в старину. Упоминается в 1676-1677г.
  Записано в Муроме 19 декабря 1997 г. от рабочего ПАТП Георгия 50 лет, бетюковского крестьянина.

  Благовещенское (Блащенск, Облащенск тож) - Село Благовещенское Муромского уезда Владимирской губ. получило название от "Блаженского" монастыря, существовавшего в незапамятные времена здесь. Деревня Благовещенское упоминается в 1506 г.
  Записано в Муроме 6 июля 1987 г. от Улитиных Вячеслава и Валентины лет 35, благовещенской крестьянки.

  Большое Туманово и д. Малое Туманово - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 23 июля во время сильного тумана войско его проходило какой-то деревенькой, которую Государь в память тумана назвал Туманово. Это село Большое Туманово. Рядом находится Малое Туманово. Неизвестно, существовало ли Малое Туманово во время похода Ивана Грозного. Около села была битва с татарами и павших воинов похоронили в центре села. В недавнее время при строительстве больницы на части этого кладбища разрыли несколько могил, в которых на покойных сохранились шлемы. Находятся эти деревни западнее Арзамаса, в 25-ти верстах, на левой стороне р. Теша. В одной версте восточнее Малого Туманова протекает р. Иржа, около которой на поле в ночь с 23 на 24-е июля был четвертый стан русского войска.
  Записано в ПАТП 15 мая 1995 г. от рабочего Сергея Володина 22 лет, сына тумановской крестьянки

  Большое Угрюмово и Малое Угрюмово - Деревни Большое Угрюмово и Малое Угрюмово были основаны двумя братьями: старший основал Большое Угрюмово, младший - Малое. Угрюмово (Угримово) упоминается в 1676 г. В этом же году упоминается и другое Угрюмово. Большое Угрюмово - приход села Драчёва. Ныне Селивановского р-на, ранее Меленковского уезда. Малое Угрюмово - Куземского прихода (Иоанна Предтеча тож) Меленковского уезда.
  Записано в Муроме на заводе РИП 15 июня 1975 г. от токаря цеха N 6 лет 16-ти, крестьянина с. Бутылицы Меленковского р-на Владимирской обл.

  Большой Приклон - см. Приклон ...

  Борисоглеб - В старину пришёл на то место, где теперь стоит с. Борис-Глеб, крестьянин Борис и поселился здесь, и вскоре рядом с ним поселился крестьянин Глеб. Впоследствии здесь стали селиться другие крестьяне, а село назвали в честь первых поселенцев - Бориса и Глеба. Находится в Муромском р-не Владимирской обл.
  Записано в г. Муроме на растворном участке завода ЖБИ в 1970-первая половина 1971 г. от электрика Михаила Власова, крестьянина д. Кривиц.
С. Борисоглеб стоит на р. Ушне. Здесь была крепость, в которой жил Св. Глеб (+1015г.), сын Владимира Святого. В житии сказано: " Онъ же отъехал от града 12 поприщъ на реку Ишню и тамо пребываше". Впоследствии на месте крепости был основан Борисо-Глебский мужской монастырь, который впервые упоминается в 1345 г. в связи с погребением в нем муромского князя Василия Ярославича. В 1601 г. в него прибежал из Галича Гришка Отрепьев, и настоятель дал ему лошадь для возвращения в Москву. В 1764 г. монастырь был упразднен и храмы обращены в приходские. Вновь открыт в 1993 г. и приписан к муромскому Благовещенскому монастырю. Село, образовавшееся при монастыре, упоминается в 1628-30 г. Из трех каменных храмов в настоящее время полностью сохранился Рождественский собор 1648 г., Вознесенская церковь, не позднее 1681 г. (севернее собора) и Надвратная Никольская 1696 г., построенная М.Д.Волыгиным (южнее собора), в настоящее время в руинах. Против алтаря Вознесенской церкви находятся захоронения муромсккх дворян Борисовых XVI-XVII в. Каменная ограда вокруг монастыря возвдена в 1911-14 г.

  Борисово - В старину на месте, где впоследствии возникло с. Борисово, была битва. Воеводой одного из войск был Борисов, фамилия которого дала название селу. Находится в Муромском р-не Владимирской обл. Упоминается в 1495 г., когда было вотчиной И.С. Борисова. Основано оно было на месте прежнего поселения. В этом первом поселении было кладбище на месте, где живут (1896 г.) крестьяне Докуновы, в 200 метрах от церкви и кладбища при ней.
  Записано в Муроме на базаре 14 сентября 1992 г. от крестьянки лет 70 д. Батюшково (Бетютково), что в приходе с. Борисово.

  Булатниково - В старину жил некий Булат. Возможно, что он был разбойником. Булат часто воевал. Один из боев его был на том месте, где впоследствии в с. Булатникове поставили церковь. По имени Булата село назвали Булатниково. После революции церковь была разрушена. Теперь на ее западной части находится памятник воинам. До сих пор на этом месте находят кости убитых воинов. Скорее, название села происходит от слова "булат". Крестьяне в селе в старину были оружейниками. Из Булатникова был Никита Давыдов, оружейник Оружейной палаты в Москве. По другому преданию, название происходит от грабивших в его окрестностях муромских разбойников, отчего фраза "Булат, ткни кого" послужила основой названия села. В конце XVII-нач. XVIII в. было не более десяти дворов на селе. Булатниковские крестьяне - воры и конокрады, за что возникла поговорка: "Воры, булаты и лошеводы". Булатниково упомянуто впервые в 1629/30 г.
  Записано 5 июня 1976 г. в д. Фёдоркове Муромского р-на Владимирской обл. от Наталии Гришиной 60 лет.

  Бутылицы и Максимово - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 13 июля подошел к реке Ушне. В войске его был воевода Бутылин (Бутылица), разбивший здесь войско татар. Здесь поставили крест и написали: "Здесь был воевода Бутылица". По возвращении в Москву Грозный переселил на берег Ушны, где он проходил и в 6-ти верстах юго-западнее этого места, новгородцев (легенда о новгородцах не подтверждается), основав с. Бутылицы на берегу Ушны и д. Максимово. Бутылицкие крестьяне занимались изготовлением бутылок и поставляли их ко Двору. В селе был склад бутылок. В честь Бутылина (Бутылицы), а также по занятию крестьян государь назвал село Бутылицы. После этого в Бутылицах явился чудотворный образ Николая Угодника (оплечный), по другому преданию он явился в Максимове, но бутылицкие крестьяне перенесли его к себе, объявив, что он явился у них. Эту версию выдвигают максимовские крестьяне. На месте обретения образа в Бутылицах Иван Грозный основал Никольский Муромский мужской монастырь, что в Бутылицах или Николо-Бутылицкую мужскую пустынь. Он впервые упоминается в 1566г. После подавления бунта Стеньки Разина в 1671г. на покаяние сюда была сослана группа бунтовщиков, образовавших слободку на противоположном берегу Ушны. Они оказали плохое влияние на местных крестьян. Слобода сгорела в 1889г., и жители перебрались в село. До революции кладбище было у церкви. Крест на колокольне и купол были зеркальные. После революции церковь закрыли, а чудотворный образ пропал. Был он большой. Бутылицы и Максимово находятся в Меленковском районе Владимирской области. Церковь вновь открыта в Страстную субботу 1(14) апреля 1990г.
  Записано в Муроме 4 апреля 1980г. от художника Михаила Константиновича Левина 62 лет, максимовского крестьянина.

В

  Венец - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и 22-го, проходя через встретившуюся на пути деревню, отдал в ней кого-то "под венец". В память этого события деревню назвали Венец. Она находится в Ардатовском р-не Нижегородской обл.
  Записано в Муроме 16 июня 1978г. на ф-ке Войкова-2 (бывшая льнопрядильная ф-ка Суздальцевых) от рабочего Виктора Поздова 23-х лет, крестьянина д. Венец Ардатовского р-на Нижегородской обл.

  Вокнище (Вокнищи) и д. Корниловка (Волчихина деревня, Новая деревня, Новленская деревня) - В старину в урочище Вокнище (Воинищи) существовала д. Вокнище (Вокнищи). Упоминается в 1676/7г. как Воинище. Урочище это находится на левом берегу р. Муромки, около старицы Оки, южнее Ефанова, справа от большой дороги, идущей из Ефанова в Спас-Седчино. Окна в избах смотрели на Оку (нынешнюю старицу), протекающую западнее нее. Из-за непригодной для земледелия почвы в первой половине XIX в. помещица Волкова перенесла деревню на три версты юго-восточнее, в лес, который крестьяне выкорчевали, и назвала ее Корниловка (Новленская, Новая, Волчихина деревня). Последнее название происходит от фамилии помещицы. За жестокость ее крестьяне прозвали Волчихой. Помещичья усадьба была напротив Надкладезной часовни, на противоположной стороне Муромки. Около 1835г. Корниловка уже существовала и принадлежала вдове Волковой ("Муромский рабочий", статья В.И. Богатова). После отмены крепостного права, в том же 1861г. крестьяне сожгли усадьбу, после чего Волкова продала Корниловку Копьевой. Крестьяне прозвали ее Копьихой. Западнее деревни, в роще, была дача муромского купца Никитина. Корниловских крестьян прозывают творожниками, т.к. они занимаются изготовлением творога на продажу. Корниловка и Вокнище - прихода Спас-Седчино. В 1928г. из Корниловки отселились три семьи, образовав коммуну "Коллектив", "Вперед" (Выселки). Она находилась южнее Трудовика, за ручьем, в поле. В 1940г. из Корниловки переселилось несколько семей, образовав коммуну "Трудовик" (Выселки). Сюда же был перенесен "Коллектив". Находятся деревни в Навашинском р-не Нижегородской обл.
  Записано 16 сентября 1972г. в д. Корниловке от двух крестьянок лет 70-ти.

  Волосово - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его лежал через Муром. С этим походом чем-то связано название д. Волосово, что под Муромом в Нижегородской области. Кто-то здесь был на "волоске". Впервые упоминается в 1636г. По другому преданию первым здесь поселился Волос с семей. Еще по одному преданию в древности здесь было капище Волоса. Первоначально Волосово находилось на бугре Малый бор, что за р. Велетьмой, севернее д. Малое Окулово, а затем из-за того, что весенние воды в разлив заливали деревню, было перенесено на 0,5 версты северо-восточнее, на современное место. Название Малый бор дано за то, что на бугре вплоть до 40-х годов XX в. рос бор.
  Записано в Муроме 8 июля 1978 г. на ф-ке Войкова-2 (льнопрядильная ф-ка Суздальцевых) от рабочего Владимира Шаронова 38-ми лет, крестьянина д. Коробково Навашинского р-на Нижегородской обл. Записано также от крестьян в Волосове 11 июля 1981г.

  Воротынец - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. В деревне Малый Сундырь(Чувашия) русское войско натолкнулось на татарский пост на горе, который два дня не могло взять. Тогда русские повернули назад. У реки Чугунки их нагнали послы от чувашей и марийцев с известием, что те помогут русским. Русское войско повернуло обратно и с помощью чувашей и марийцев взяло укрепление. С тех пор место, с которого воротилось русское войско, назвали Воротынец. Впоследствии здесь основали село Воротынец. Ныне это райцентр Нижегородской области.

  Вощиха - Деревня Вощиха Селивановского уезда Владимирской губернии получила своё название от речки Вощ, на берегу которой она стоит. В XVI в. она принадлежала князю Андрею Курбскому.
  Записано от Георгия Анатольевича Бодугина, который, в свою очередь, записал это в Вощихе от старика-крестьянина.

  Воютино - см. Кононово ...

  Высоково - см. Лобаново ...

Г

  Гладышево - Первоначально деревня Гладышево (упоминается в 1627-29г.) Судогодского уезда Владимирской губернии, находящаяся в 8 верстах западнее с. Мошок, была намного меньше, а затем в нее были переселены помещиком из других деревень крестьяне, дабы удобнее было отправлять их на барщину. Возможно, это деревни: Шелепина, Шевнина, Тарабукина, Наумовская, бывшие во владении Прохоровой пустыни, которой и принадлежала д. Гладышево и которая упоминается в 1693 г.
  Записано 15 сентября 1990 г. от Алексея Андреевича Саватеева лет 70, крестьянина д. Кондряева Судогодского р-на Владимирской обл.

  Глебовка - деревня Глебовка основана в 1861 г. переселенцами из с. Борисоглеб, с.Молотицы, д. Барановки на пустоши Глебовской. Первым поселился "Глеб", в честь которого и назвали д. Глебовка. Она находится в Муромского р-не Владимирской обл., приход - с. Молотицы.
  Записано в Муроме 1 сентября 1988 г. от глебовского крестьянина 34 лет.

  Гонобилово - село Конобилово (Гонобилово тож) название свое получило за то, что здесь упал с коня и убился до смерти князь Дмитрий Михайлович Воротынский. На месте гибели его и похоронили, а над могилой поставили церковь. Она впервые упоминается в 1627-9 г. В каменной церкви, стоящей на месте деревянной, находятся иконы: Неопалимая Купина и св. Димитрий Солунский, приложенные кн. Воротынским. Село находится в Судогодском р-не Владимирской обл., около села Мошок.

  Горбатка - в 1552г. 12-13 июля Иван Грозный пошел в поход на Казань. Путь его пролегал через современный Селивановский р-н Владимирской обл. В XIX в. на пути его войска в урочище Горбатка купцом Способиным была основана горбатовская писче-бумажная фабрика с деревянной церковью, построенной не ранее 1897г. После революции церковь была разрушена. Находилась на месте универмага. При ней было кладбище. Ныне эта фабрика называется "Красная Горбатка". Станция при ней называется Селиваново. Церковный приход - с. Тучково. Никольская-на-Горбатке церковь была перевезена из погоста Ильинского; Казанская - с приделом Флора и Лавра. Время построения ее неизвестно, но не ранее 1738г. В 1853-1855г. была перестроена.
  Записано 9 мая 1971 г. от Евфимии Васильевны 72 лет, крестьянки д. Андреевка Селивановского р-на, ныне живущей на Горбатке.

  Горицы - в 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома, по пути захватив с собой несколько крестьянских семей из-под Выксы, злостных неплательщиков оброка, и поселил их на р. Теше, основав деревню, названную за горькую долю крестьян, Горицы. Крестьян прозвали горюнами. Горицы упоминаются в 1629-30г. Находится эта деревня в Навашинском р-не Нижегородской обл. Приход - Николо-Горицкий.
  Записано в Навашине 7 июня 1975 г. от горицкого крестьянина 70 лет, живущего в Навашине.
  Может быть, горюны были мордвой, т.к. горицкие крестьяне "цокают", а окружающее население нет.

   Горловка - см. Свято ...

   Городищи - сельцо Городищи Меленковского р-на Владимирской обл., приход с. Просеницы, получило свое название по фамилии помещика Городецкого. Оно упоминается в 1676 г. Улицы названы по фамилиям помещиков: Васина, Сергеева, Бычкова.
  Записано в Просеницах 22 апреля 1988 г. от городищенского крестьянина Александра 47 лет.

   Городок - в 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. Вечером 22 июля он подошел к селу Саконы Ардатовского уезда Нижегородской губернии, где остановился на ночлег на мысу, образованном рекой Тешей и ручьем, впадающим в нее. Было это в распутицу, некоторое время войско стояло на этом месте, пережидая, когда спадет вода. Мыс этот в честь этого события получил название Городок (Саканьское городище).

   Гремячево - в 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома, и 22-го его карета на одном из участков пути стала сильно греметь. В память этого село, возникшее впоследствии на этом месте или существовавшее, назвали Гремячево. Оно находится в Кулебакском р-не Нижегородской обл.
  Записано в Муроме 16 июня 1978г. на ф-ке Войкова - 2 (льнопрядильная ф-ка Суздальцевых) от рабочего Виктора Поздова 23 лет, крестьянина д. Венец Ардатовского р-на Нижегородской обл.

   Губино - Деревня Губино Меленковского уезда (ныне Селивановского р-на) Владимирской губернии Георгиевского прихода в Коробищах получила свое название от речки "Губёнка", протекающей между деревней и Владимирским трактом. Упоминается в 1676/7 г.
  Записано в Муроме 18 сентября 1997г. от рабочего ПАТП 30-ти лет, губенского крестьянина.

Д

   Девичьи Горы - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. В ночь с 28 на 29 июля, во время стоянки войска, к царю прискакала на коне девушка-мордовка с известием, что жители ее деревни хотят убить его. Царь Иван наградил ее, но когда она вернулась, жители деревни ее убили. По другому варианту у Ивана Грозного была наложница, узнавшая о заговоре и спасшая царя. По третьему варианту в войске была боярышня, умершая на этом месте. Над могилой девушки по повелению царя воины шлемами насыпали гору, каждый воин бросил по одному шлему земли, а на вершине поставили церковь. В деревеньке, у подножья горы, оставили небольшой гарнизон, а деревню с тех пор назвали селом Девичьи Горы. Оно находится в Большеболдинском р-не Нижегородской обл.

   Дедово - В незапамятные времена на месте села поселился дед. Вскоре здесь при жизни этого деда был основан Никольский мужской монастырь. Монахи в нем жили в землянках. Никольский собор был деревянным. В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома и в тот же день подъехал к монастырю, и вдруг кони его встали и никакие усилия не могли их заставить сдвинуться с места. Навстречу царю вышли седобородые старцы-монахи, "деды". Иван Грозный на месте остановки коней построил каменный Никольский собор, ныне он является приделом Спасской церкви. Село, основанное тремя крестьянскими семьями, переселенными из д. Ильинской или д. Коровково, возникшее на месте монастыря, впоследствии назвали в честь встречи царя дедами - Дедово. В 1629г. монастыря уже не было, а было село с двумя церквями: Никольской, которую предание называет строением Ивана Грозного и Флоро-Лаврской, только что построенной25, еще даже не освященной. Обе построены помещиками, братьями Кравковыми, Матвеем Осиповичем Мешковым Карманом-стольником, полковником московских стрельцов с братом ? Осиповичем Мешковым. В писцовых книгах Михаила Шишлова в1573-4г. упоминается "село Дедково, а в нем церковь Николы Чудотворца. Вотчина Василия Осиповича Кравкова.". В 1624г. с. Дедово, д. Дедково, д. Шишкино пожалованы Кравковым внукам В.О. Осипу Мешку и Григорию Севастьяновичам с племянниками, Иваном Карманом Мясным и Корнилом Карманом Ивановичами (Фомичами) Мешковыми.
  В то время эти места населяли мордва и татары. В это время (конец XVII в.) при церкви был трудник Иван с женой Степанидой. Однажды они нашли подкинутую девочку-татарку и окрестили ее Настасьей. Когда Настя стала девицей, в нее влюбился молодой князь, приезжавший на богомолье. Они полюбили друг друга, и у Насти родилась дочь Прасковья. Из церкви шел подземный ход в Русаковский монастырь и будущий Красный остров. Однажды князь пошел этим ходом в Русаки, а Настя с Парашей - лесом. Пришли они к месту, где стоял монастырь, видят, а вместо него образовалось провальное озеро. Вскоре пришли татары и замуровали Настю в подземном ходе, с тех пор слышен у озера ее плач. Параню за красоту прозвали Белой Параней. Когда она расчесывала волосы, то они у неё были до полу. По преданию в память Насти и сына отец-князь поставил на церкви в Дедове крест (сыну), под ним полумесяц (Настасье). От Белой Парани пошли Митины. При церквях были священник и пономарь. Пашни церковной "добрые земли" по 20 четвертей (около 11 га) в поле. Впоследствии, те же братья Кравковы построили каменную Спасскую церковь, пристроив ее к Никольской. Глину для кирпичей брали на Селищах, Крутых ямах(6 глубоких ям за старой Коробковской околицей ), а также за селом, с севера. Здесь же был кирпичный завод. Иконостас устроен в 1797г., иконостас в приделе - в 1828г. Колокольня пристроена в XIX в., не позднее 1880г. (может быть в 1847г.). Под куполом ее, на четверике, с восточной стороны, процарапана странная надпись: "Мастер Григорисонов (или Григорьянов) А.С. 1047(или 1093) г...". А на северо-западной стороне купола, на кровельном листе железа: "Григорьевъ 1081(или 1681, 1687, 1691, 1697). Надпись обнаружена около 1955-1956г. Из колокольни есть ход в подвал, где спрятаны сокровища, а из подвала идет подземный ход на Красный остров, на озере Большое Свято. В 1969г. копали землю юго-восточнее алтаря церкви и наткнулись на его кирпичный свод. В 1863г. в теплой церкви упоминается второй придел. На колокольню Матвей Осипович Мешков Карман приложил "Дедовский колокол". Впоследствии, когда неизвестно, он был перевезен в Муром и повешен на Соборной колокольне. В 1933г. вместе с другими соборными колоколами был сброшен и перелит. В местном ряду иконостаса холодного храма, на правом клиросе находится чудотворная икона Николы. На обороте ее надпись, рассказывающая об ее истории: "Лета 7070(1562) декабря..., а вновь новлена сия икона святителя и чудотворца Николая 164(1656)года при державе великого Государя царя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержавца. Обложена сия чудотворная икона в 187(1679) году марта 4 числа рабом Божиим Матфием Осиповым Кровковым в смертную убаву и на память родителей моих и моей грешной души". Потом была сделана новая риза. В январе-феврале 1981г. икона Николая Чудотворца была похищена святотатцами. После постройки церкви братья Кравковы переселили большую часть дедовских крестьян в Малороссию, где купили земли. После этого в Дедове осталось 8 человек. Местная поговорка гласит: "Белая Параня, Церная Параня, Шекун, Павел, Муравей, Анашка, поп, да я". Поговорка эта пошла от предка Яшиных, происходящих от красавицы Черной Парани, который фигурирует в ней, как "я". Белая Параня и Черная Параня (Белая Параскева и Черная Параскева) жили на северном порядке, что напротив магазина. Шекун (или Шехон) жил на месте 3-й избы, на запад от Парань. Павел жил в восточной части села, восточнее северного пруда, на месте порядка. Муравей жил на месте 3-й избы, на север от алтаря церкви. Анашка (Анастасия? Анастасий?) жила (жил) на месте 1-й избы западного порядка, на север от новой Коробковской околицы. Поп (священник) жил на месте 2-1 избы , на юг от алтаря церкви. От них пошли фамилии дедовских крестьян: Кондратьевы, Митины, Яшины, Русаковы, Саксоновы. Кто-то тогда предсказал, что Дедово после этого так и останется маленьким селом. В 1676г. о Дедове сказано: "Церковь Спаса Нерукотворного в селе Дедове. У той церкви двор поповский, а в нем живет вдовая попадья, а с нею живет зять во дворе. Да в приходе двор помещика Матвея Кровкова, да крестьянских 11 дворов. Да по сказке того ж села дьячка Ивашки, церковной, из боярской дачи, три четверти в поле(1,64 га), в дву потому ж сенных покосов на 100 копен. По окладу данных денег рубль двадцать пять алтын четыре деньги". В 1678г. в Дедове было 15 изб. В первой половине XIX в. Дедово принадлежало Есиповым.
  Есиповы - 5 родов с XVII в., остальные позднейшего происхождения. В конце XVIII в. Киселева, владевшая с. Спас-Седчино, вышла замуж за Есипова и в 1836г. построила в деревне церковь. Спас-Седчино принадлежало Есиповым до 1917г. Дом находится рядом (южнее) церкви. В первой половине XIX в. им принадлежали Спас-Седчино, Дедово, Коробково, д. Кондраково, д. Бабурино. Владимир Есипов был женат на Левшиной(?). У них было три дочери и сын. Мария Владимировна Есипова умерла в 60-е годы XX в.
  Лидия Владимировна умерла в конце 70-х годов XX в.
  Доросида Владимировна была первым браком за Борисом Гиберштреем (Ольдерогге). Ему принадлежал дом на северо-западном углу ул. Московской и Свердлова, купленный у построившего его купца Зворыкина, англомана. Второй ее муж - приехавший из Козельска - Алексей Демин. Приехал он в 1915г. От первого брака у нее была дочь, от второго два сына. Дом их, деревянный одноэтажный, находился до 1963г. на месте северной половины дома N 2 по ул. Свердлова.
  Анна Дмитриевна Есипова. У нее был сын, а у него сын и дочь Валентина (середина 30-х годов XX в.). Сын Владимира Есипова - полковник Красной армии. У него есть сыновья и дочери. Все живут на Урале.
  У Есиповых был деревянный дом на углу улиц Артема и Коммунистической , рядом со стоматологической поликлиникой.
  Во второй половине XIX в. Дедово принадлежало двум дворянским семьям: Тагайчиновым и Карповым. В России несколько родов Карповых:
  - от смоленских князей. Род внесен в VI часть "Родословных книг Симбирской губернии". Герб внесен в V часть "Общего гербовника";
  - от польского шляхтича Лукьяна Андреевича Крепки, взятого в плен в 1514г. в Москву. Род внесен в VI часть "Родословных книг Тульской губернии";
  - остальные роды позднейшего происхождения.
  Константин Константинович, Екатерина Константиновна, Елизавета Константиновна. Тагайчинова Александра Ивановна в конце 1880-х годов вышла замуж за художника Александра Ивановича Морозова. В Дедове им по семейному преданию написаны картины:
  "Летний день", 1878г. (Русский музей). Повторение написано по просьбе Третьякова.
  "Поле зеленой ржи", около 1880г., изображающая село Дедово со стороны имения и дедовского крестьянина Ивана Аньева Русакова. Находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
  "Хозяйкины заботы", 1898г. Изображена сцена из жизни семьи художника в Дедове. Находится в Третьяковской галерее.
  " После пожара", 1887г. Реальный факт - пожар в соседней деревне.
  "Хуторок", 1891г.
  У Александра Ивановича и Александры Ивановны было трое детей. Александр Иванович скончался 28 ноября 1904 г. в Санкт-Петербурге.
  Мать Александры Ивановны, Мария Ивановна, устроила в своем имении мирскую женскую общину. "Сестры" в имении вырыли пруд, за что получили от крестьян прозвище "мокры", а пруд стали называть Монашкиным прудом. Если отсчитать по дороге от пруда к лесу 45 метров и, повернув направо, пройти 22,5 метров, то будет святой колодец "Полевой колодец" с чудотворной водой.
  В 1917г. общину разогнали, а дома развезли по разным деревням. Перед уходом Тагайчинова где-то здесь зарыла клад. Имение находилось в одной версте от села по Мартюшихинской дороге. От него сохранился только пруд. Дом был на его восточном берегу.
  Карповы, петербургские дворяне, 3 сестры и брат, купили Дедово во второй половине XIX в. Крестьяне их прозвали "московски". В имении была чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, привезенная ими из Петербурга. Умерли Карповы вскоре после 1917г. и похоронены: сестры у алтаря, брат на кладбище, на поле. Икону оставили прислуге Пелагее Затеевой, которая жила в имении, в барском доме. Имение находилось на восточной окраине села, на задах (восточнее) 2-й избы с краю, по Скопинской дороге (с южной стороны дороги). Теперь на месте дома проходит забор. В 1939г. Затеева умерла и чудотворную икону перенесли в дедовскую церковь. Она находится на левой стороне восточной стены третьего с запада прохода из теплой церкви в придел. Барский дом тогда же перевезли на дедовский скотный двор и устроили в нем клуб. Около 1960г. построили новый клуб, а в барском доме сделали сторожку. В 1970г. дом разобрали, а на его месте построили каменную сторожку. В 1875г. в Дедове была построена церковно-приходская школа. В 1896г. в ней было 17 учеников. Школа находилась севернее церкви. В 1896г. было церковной пахотной земли 30 десятин 700 саженей (34га), 1/3 под оврагом и леском, сенокосной -2000 саженей(91ар), половина - неудобна. В 1897г. в Дедове было 11 изб. В селе 30-х годов XX в. было два кладбища, одно у церкви, с юга( в 30-х годах его закрыли), другое, существующее ныне, севернее села. В 30-х годах церковь ненадолго закрыли, а ажурную кованую решетку с кладбища у церкви и вокруг церкви перевезли в д. Коробково и оградили школу. В это же время были разрушены деревянные часовни-столбики, бывшие на Корниловской, Горицкой и Коробковской околицах. Коробковская околица была севернее нынешней, в тупичке между северным и западным порядками.
  До 1917г. южнее церкви было Церковное поле, принадлежащее церкви. Северо-восточнее алтаря во втором доме жил дьякон. Севернее церкви была школа, рядом - дом священника. Юго-западнее церкви было два дома священников. Село делится на четыре части: Гора, Под горой, Церковное поле, улица дачников. Гора - западный порядок и часть северного порядка, западнее ларька. Под горой - остальная часть села, кроме улицы дачников и Церковного поля. На Церковном поле построили порядок после 1917г. Улица дачников или Пролетарка - крайний юго-восточный порядок, восточнее Малышевской дороги. На ней жили муромские дачники, т.е. пролетарии. Первые дачи на ней были построены в 1970г. В 1973-5 г. дачи были отобраны в колхоз и разрушены.
  На задах села находятся бани, а около них Банный пруд и Банный колодец на западном берегу пруда.
  В Дедовский приход входят с. Дедово, д. Коробково (в старину Кровково), д. Малышево (в старину Малышева), д. Ильинская.
  За северной околицей на север от села идет Корниловская дорога, по обеим сторонам ее простирается Кладбищенское поле. В середине левой его части, у дороги, находится кладбище, далее за леском простирается Гладковское поле.
  За Гладковским полем, опять же за леском с протекающей речкой, лежит Ильинское поле или Ильино поле, близ его Маманино поле.
  Вправо от северной околицы идет Мартюшихинская дорога, по обеим сторонам ее находится Мокрое или Мартюшевское поле.
  За Монашкиным прудом, чуть-чуть не доходя до поворота дороги, в 37,5 метрах на юг от дороги до 1917г. была дача муромских купцов Каратыгиных, а ныне остался Каратыгинский пруд в начале леса, влево от дороги.
  Далее, на краю леса, в том месте, где дорога входит в него, будет урочище Панкратиха. Здесь в начале XIX в. жил некий Панкрат.
  Следующая дорога, южнее Мартюшихинской , идущая на восток от Горицкой околицы, будет Горицкая дорога. По обеим сторонам ее находится Скопинское поле. Войдя в лес и пройдя несколько сот метров, Горицкая дорога спустится в низину и поднимется в горку. Эта горка называется Шишкина гора. Может быть здесь находилась д. Шишкино? Если пройти по Горицкой дороге от села около трех верст, то дорогу пересечет речка Церна.
  Сразу же за Церной, влево будет дорога Вориха, названная так за то, что на ней в старину водились муромские разбойники. Южнее Горицкой дороги будет Скопинская дорога.
  Сразу же за селом до 1917г. на ней была дача муромской лесопромышленницы купчихи Голубевой. Крестьяне ее прозвали Голубихой. Вся семья Голубевых отличалась страшной скупостью и нечестностью в делах. Дача Голубевой - единственная дача, которую в революцию сожгли, остальные были разобраны.
  После пересечения дороги р. Василевкой на Скопино дорога идет влево, а вправо - к речке Церной. Налево от дороги будет урочище Подкрасное. Здесь в земле находится могильная плита, о которой говорят, что эта могила героя романа Загоскина "Юрий Милославский". Это место недоброе, ибо здесь водится нечистая сила. Если пройти по дороге от села 3,5 км, то будет Скопинская прорубь, давшая название дороге.
  С южной стороны села крайняя юго-восточная дорога называется Малышевской дорогой. Если идти по Малышевской дороге из Дедова в Малышево и после пересечения дороги Черной пройти влево около 400 метров, то будет место, где при крепостном праве гнали смолу. Здесь сохранились землянки и вкопанные в землю котлы.
  Если пройти по Малышевской дороге несколько сот метров,то с левой стороны встретится лесная дорожка, еще через 20 метров, направо, будет лесная дорога,которую через несколько сот метров пересечет другая лесная дорога. Направо она широка, налево еле приметна. Если свернуть по ней налево, то будет горка, называемая Лысая горка. Названа она так за то, что когда-то на ней был лесной пожар, и горка после этого долго не зарастала.
  Следующая, западней Малышевской дорога, идущая от села на юг, называется Столбы. Названа она так за то, что проложена по электролинии, тянущейся из села в муромский пионерский лагерь. Дорога и линия проложены одновременно в начале 60-х годов XX в. Существует местное выражение "идти столбами" или "идти по столбам". Справа от дороги за селом находится Комариное болото, названное так за обилие комаров.
  Следующая за Столбами дорога, крайняя юго-западная, называется Поздняковская дорога. Около Святской головы она выходит на Большую дорогу.
  В этом же юго-западном углу села идет "Коробковская дорога лесом". Сразу же за селом, на месте развилки Поздняковской и "Коробковской дороги лесом" до 1917г. была дача муромских купцов-миллионеров Суздальцевых-Ушаковых. После 1917г. сюда были перевезены здания Кондраковского лесничества. А кухню лесничества перевезли на Скопинскую дорогу и сделали в ней школу. Пройдя по Коробковской дороге лесом несколько десятков метров, налево будет большая поляна. До 1917г. здесь были дачи Дворянкина и Боковых.
  Следующая дорога на запад, идущая от Коробковской околицы (до 1917г. старой, ныне новой), называется "Коробковской дорогой полем". По обеим сторонам ее находится Коробковское поле. Пройдя по дороге несколько десятков метров, направо от дороги будет бугорок с березовой рощицей за ним и ямами. Это место называется Селищи. Ямы были вырыты при строительстве церкви, здесь брали глину на кирпичи. Между крутыми ямами находятся Крутые горы(Лошадиные горы, Калда), здесь в 1933г. был конный двор. В старину на Селищах дедовские крестьяне сушили лен.
  Можно предположить, что именно здесь на Селищах существовала впоследствии исчезнувшая деревня Ильинская, а Ильинское поле принадлежало ильинским крестьянам. Но, возможно, что Ильинская находилась на Ильинском поле. На карте Муромского уезда XVII в., находящейся в муромском музее и составленной И. П. Богатовым, Ильинская показана недалеко от Большого Свято, на восток, но неизвестно какими материалами он пользовался. В 1676г. о ней упоминается: "Деревня Ильинскаая, а в ней крестьянских девять домов". Ильинская принадлежала Матвею Осиповичу Кравкову. Последним владельцем Ильинской был князь Ильинский, купивший у цыган белую девочку, не цыганку Марьяну. Когда она выросла, то у них родился сын Василий, которого князь объявил приемным, якобы найденным им, а Марьяна поселилась в лесу. Когда Василий вырос, он стал ездить по лесам и случайно наткнулся на дом матери и , не зная кто она, полюбил ее. Мать знала его, но не говорила. Однажды он повстречал ее у отца и, возревновав, хотел убить его. Родители обо всем рассказали сыну, и он, не выдержав, утопился в речке, названной по селу Василевка. Марьяна утопилась в другой речке, вода в которой почернела, за что речка получила название Церна (Черна). Князь спрятал после этого свои богатства в подземелье на Черной и сам там умер.
  Вдова, княгиня, назвала речку, на которой жила Марьяна в лесу Шмарное, а сама стала нещадно мучить крестьян. Многие из них бежали в лес. Те, что здоровые, сбежали на дорогу, что идет влево от Горицкой дороги, после пересечения ее р. Черной, если идти из Дедова, и, образовав шайку разбойников, стали здесь грабить. Дорога по селу получила название Вориха. Жили разбойники в землянках, остатки которых сохранились до сего времени. Те, кого княгиня оскопила, поселились вправо от Горицкой дороги, после Черной, за что это лесное урочище получило название Скопино. Таким образом Ильинская перестала существовать, крестьяне разбежались. На север от Селищ находится небольшое поле, а за ним заглохший пруд, называемый Гладков пруд.
  От пруда на восток идет овраг, называемый Гладковский овраг. За оврагом находится Гладковское поле. Гладковских поля два, первое севернее оврага, второе вдоль Корниловской дороги. Отделяются они друг от друга Гладковским оврагом. Названия свои пруд, поля и овраг получили от дачи муромских купцов Гладковых, находившейся до 1917г. севернее пруда. Ныне на месте дома растут березы.
  Напротив Селищ, слева от Коробковской дороги полем, будет урочище Лебедиха. Когда-то здесь жил Лебедев. Ныне здесь лесопосадка.
  Далее дорогу пересечет речка Кутра. Она впадает в озеро Глубокое около с. Спас-Седчино. Пройдя далее несколько сот метров, дорога поднимается в гору, где ее пересечет Большая дорога или Воровская дорога, или Дорога-воровка, или Ворюха. Это старая столбовая дорога Муром - Нижний Новгород. По этой дороге в 1790г. везли в ссылку Радищева, по ней он возвращался обратно в 1797г.
  В 1798 г. проезжал через Муром Павел I с великими князьями, Александром Павловичем (будущий Александр I) и КонстантиномПавловичем, и свитой, в которую входили генерал-адьютант Нелидов, генерал-майор Нелединский-Месяцкий, вице-адмирал Кушелев, граф Кутайсов, генерал-квартермейстер Герман, граф Толстой, барон Ливен, князь Волконский, два графа Чарторийских, доктор Блаук, лейб-кучер Кобелев.
  Декабристки ехали в Сибирь по этой дороге: в 1826г. в июле - М.П. Муравьева и княжна Н. Д. Шаховская; в августе - княгиня Е. И. Трубецкая с секретарем отца Вошэ; в конце декабря - княгиня М. Н. Волконская, А.Г. Муравьева; в 1827г. в мае - графиня Е. П. Нарышкина, А. В. Ентальцева; в конце декабря - П. Гэбль; в начале 1828г. - А. И. Давыдова, затем Н. Д.Фонвизина.
  В конце мая 1829г. ехал из Мурома в Нижний Новгород Гумбольдт в сопровождении слуги Зейферта и двух профессоров: Эренберга и Розе.
  Весной 1830г. декабристки баронесса А. В. Розен, М. К. Юшневская ехали дорогой, в июне 1831г. - декабристка К. Ле Дантю.
  В январе 1832г. везли в ссылку Сунгурова. В конце 1833г. Пушкин возвращался по дороге с Урала.
  12 октября (по с.с.) 1834г. из Нижнего Новгорода в Муром проезжал Николай I со свитой, в которую входили граф Бенкендорф, генерал-адьютант Адлерберг, флигель-адьютант поковник Львов, полковник прусской службы Раух, статс-секретарь Иозен, лейб-медик Арендт.
  14 августа (по с.с.) 1837г. из Нижнего Новгорода в Муром проезжал цесаревич Александр Николаевич (будущий Александр II) со свитой, в которую входили молодые офицеры князья Барятинские, Одоевский, граф Адлерберг, Крузенштерн, почетные наставники - поэт Жуковский и Арсеньев.
  В сентябре 1858г. из Мурома в Нижний Новгород проезжал композитор Римский-Корсаков.
  И многие-многие другие знаменитые люди проезжали по этой дороге.
  Название свое Большая дорога получила за то, что в старину на ней водилось множество шаек муромских разбойников. Если идти по Коробковской дороге, то налево от её пересечения с Большой, Большая дорога спускается под гору. Эта гора называется Подмасловой горой.
  Название свое она получила за то, что на ее вершине был маслобойный завод. В старину здесь водилась очень большая шайка муромских разбойников. По ночам разбойники ставили на горе рогатины или выкапывали ямы, сверху их маскируя. Когда купцы с бочками с маслом ехали здесь, то попадали в эти обманы, подводы кривились, бочки падали, масло проливалось, а разбойники выбегали из леса и грабили. Когда-то, по преданию, здесь росли три сосны, о которых сложена песня "На Муромской дорожке стояли три сосны".
  До середины XX в. на юго-восточном углу перекрестка "Коробковской дороги полем" и Большой дороги стояла каменная часовня-столбик, принадлежавшая д. Коробково.
  Большая дорога, идя на Муром, далее пересекает "Коробковскую дорогу лесом", р. Кутру и идет к Святской голове, где на нее выходит Поздняковская дорога. Там, где Большая дорога пересекает "Коробковскую лесом", около моста через Кутру, в Иванову ночь, по рассказам, собираются ведьмы и оборотни из окрестных сел и деревень на шабаш. Однажды, в 30-е годы XX в. какой-то коробковский мужик подсмотрел их шабаш и, взяв кол, сильно ударил им черную свинью. На другой день соседка его, которую считали колдуньей, ходила хромая, согнутая и зло на него поглядывала.
  Далее Большая дорога идет в с. Поздняково, пересекая р. Исток. При выходе из леса, на краю поля перед с. Поздняково будет Усольское болото или Усолье. Оно тянется до Горьковского шоссе. В старину здесь водилась шайка муромских разбойников. Название болота говорит о том, что здесь когда-то добывали соль, была солеварня. Название происходит от "у соли". Примерно до 1960г. здесь добывали соль.
  В 1,5 верстах от Дедова на юг было в старину большое торговое село Русаки с мужским или женским монастырем. Название свое село получило за то, что монахи грешили с русалками. В русаковском монастыре находился чудотворный образ Спаса Нерукотворного, приобретенный, по-видимому, Матвеем Осиповичем Кравковым. На обратной стороне образа, на серебряной дощечке, сделана довольно странная и противоречивая надпись, рассказывающая об его истории: "В 7100(1591) года ноября 30 дня написана сея Спасева Нерукотворенного образа икона в граде Казани иконописцем Иоанном по спешанию от морового поветрия от избавления напасти рабом Божиим за многолетния здоровия великого государя Лексея Михайловича Всея Великия и Белыя России самодержавца и за всех православных христиан и рода моего Матфием Осиповым сыном Кравковым чудотворная Спасева икона принесена в царствующий град Москву 7188(1680)году в 10 день января при державе Феодора Алексеевича всея Великия и Белыя России самодержавца и по написанию сея чудотворная икона подписана Иваном Дементьяковым 7200(1691) гда месяца декабря в 4 день за здоровье государя, царя и великого князя Феодора Алексеевича всея Великия и Белыя России самодержавца для вечного поминовения государя Алексея Михайловича и всех православных христиан".
  Однажды между 1691г. и 1764г. Русаки с монастырем, окружающими лесами и полями провалились. В это время в церкви шло венчание, и когда земля стала проваливаться, то пустая тройка лошадей рванулась с места и, умчавшись, спаслась. Молодые венчались тайно, без согласия родителей. На месте Русаков образовалось озеро Большое Свято или Святое озеро, или Новое Свято. Первое и третье названия местные, а второе дано за то, что озеро образовалось после Старого Свято. Цел и невредим стоит монастырь с селом на дне озера, да только ни одной смертной душе, по земле ходящей, невозможно этого видеть. Только в день Страшного Суда поднимутся Русаки с монастырем и народом на небеса и встанут люди перед лицом Божиим. Иногда ночью и ранним утром слышат праведные люди со дна колокольный звон и церковное пение. В полночь при луне в озере виден церковный золотой крест.
  В восьми верстах от Русаков находился Троице-Перемиловская мужская пустынь "Монастырек", основанная в 1552г. Монахи этой пустыни и монахини Русаковского монастыря вырыли каждый по подземному ходу, из монастыря в окрестность пустыни. После провала Русаков ходы заполнились водой. Называются эти два озера Окнища, находятся между Окой и впадающей в нее Старицей, около д. Ефаново. Длина каждого около 20 метров, расстояние друг от друга около 10 метров. Бывало, что пускали в них окольцованных щук, а затем ловили их в Большом Святе. Ходы были выкопаны для амурных похождений. "Монастырек" в 1764г. закрыли и превратили в погост. Ныне он называется Судострой, находится около д. Ефаново.
  Рядом с Большим Святым, у того места, где Поздняковская дорога выходит на Большую дорогу, есть маленькое, круглое озерцо. Здесь стояла церковь, одновременно с провалом Русаков алтарь ее провалился. В этом озерце когда-то явилось изображение головы Иисуса Христа. В память этого события паломники назвали озерцо Святской головой, местное же название Крутомой. Вода в нем, как в Большом Святе, святая, чудотворная.
  По берегам Святской головы растут три сросшиеся березы - символ Святой Троицы и 12 сосен - символ 12 апостолов. Крутомой имеет подземное сообщение с Большим Святым. Когда-то пустили в Крутомой окольцованную щуку, а поймали в Большом Святом. На Крутомое есть плавающий островок, ныне он пристал к западному берегу. Летом 1972г. над Крутомоем явился огненный столб.
  После провала из монастыря стали всплывать иконы, в том числе чудотворный Нерукотворный Образ. Его прибило к берегу, и после этого он явился на дереве какому-то старику. Старик рассказал об этом, пришли крестьяне, сняли образ с дерева и перенесли в дедовскую церковь, где он находится и сейчас, в местном ряду иконостаса холодного храма, между Царскими и южными вратами. Серебряная чеканная риза, сделанная после 1863г., стоит на царские деньги 1500 рублей. Три раза крестьяне соседнего Спас-Седчина брали к себе этот образ, но он каждый раз возвращался в Дедово. В 30-х годах XX в., когда церковь была закрыта, образ хотели взять в музей, но дедовские крестьяне, вооруженные кто вилами, кто топором, а кто колом, напали на безбожных, и те, испугавшись, уехали ни с чем. Тогда решили снять хотя бы ризу на переплавку, но им запретили, т.к. риза является памятником русского искусства.
  Когда-то над Большим Святым явилась икона, а другой раз поднялся из воды крест и снова погрузился под воду. Через много времени после провала какой-то мужик поехал удить рыбу на Большое Свято. Выехав на середину и закинув удочку, рыбак задел за что-то твердое. Не думая долго, он начал тащить свою добычу и вытащил длинный конец веревки, другой ее конец , однако, не показывался. И чем больше тот тянул, тем длиннее становилась веревка. Уже вся лодка была нагружена ею, а конца все не было. "Да какой черт засел там?"- вскричал вышедший из себя крестьянин. В это время он сильно дернул за веревку и над волнами показался крест и церковный купол. Мужик в ужасе отпрянул назад и этим движением опрокинул лодку. Через несколько мгновений снова тихо рябила вода на поверхности, но ни мужика, ни лодки не было видно. Так и сгинул человек.
  Летом 1972г. крестьянкам Муромского р-на Буяновой из с. Борисово и старушке из Слободы было видение, что озеро посередине расступилось, и открылась дорога к острову "Двенадцати апостолов". Русаки существовали посередине восточной части озера, т.е. между островами Красным и Долгим - с запада, островами Шмарным и Зимником - с севера, восточным берегом и южным берегом. Говорят, что в середине 60-х годов XX в. в этом месте ныряла экспедиция водолазов и обнаружила деревянный пол с перпендикулярно стоящими на нем дубовыми столбами, как колоннами, а к полу приделана длинная цепь.
  Дно озера завалено потонувшим лесом, и там сплошная уступами сеть провальных ям. Вода в озере черная. Наибольшая глубина - 21 метр. Говорят, что Большое Свято напоминает лежащего человека: голова его - Святская голова, ноги - залив Рожок.
  В Большое Свято впадает три речки: Василевка - впадает в залив Рожок западнее муромского пионерлагеря; Церна (название дано за черный цвет воды) - впадает между муромской турбазой ЗиО (в настоящее время Муроммашзавод) и турбазой железнодорожников; Шимарное - впадает в залив Шимарный , ближе к острову Зимнику. Вытекает из Большого Свята одна речка - Исток. Она вытекает из залива на южной стороне озера, западнее острова Долгого и впадает в озеро Лебединое, а затем вытекает из него и впадает в р. Кутру.
  Заливы:
  - Рожок - западнее муромского пионерлагеря, название свое получил за то, что имеет форму рожка;
  - Шимарной - в юго-восточном углу озера, против муромской турбазы, шим - по-марийски грязь (может быть так же на языке муромы?), ар - когда-то могло звучать как ур - водоем(озеро), по-муромски получается Шимур - грязное озеро( в значении черное, а может быть илистое);
  - Зимник - западнее Шимарного, отделяется от него островом Зимником, название свое получил за то, что не замерзает зимой;
  - Анохина заводь - напротив пролива между Красным островом и северным берегом, на ее берегу была до 1917г. дача муромского купца Анохина.
  Остальные заливы названий не имеют.

  Острова:
  - Красный или остров любви - напротив Навашинского пионерлагеря. На этом острове зарыт клад.
  - Долгий - южнее Красного. Назван за вытянутую (долгую) форму.
  - Безымянный - восточнее Долгого.
  - Пионерский или Сучий или еще два неприличных названия, или Понтонный - восточнее Рожка. Все эти названия даны в 60-х годах XXв. Пионерский - потому, что с этого времени он стал принадлежать муромскому пионерлагерю, Понтонный - потому, что на него перекинули тогда же понтонный мост. Сучий и неприличные названия - из-за презрения крестьян к пионерам.
  - Шимарной или Надежда - в заливе Шимарном.
 - Зимник или Вера - западнее Шимарного, отделяет заливы Зимник и Шимарной друг от друга.
 - Зеленый или Любовь - севернее острова Зимника.
 - Остров 12-ти апостолов или остров 13-ти сосен, или Чертов, или Гагарин. На нем испокон веку растут одни и те же сосны, одним кажется, что их 12, и они называют остров островом 12-ти апостолов. Другим кажется, что сосен 13, и те называют остров 13-ти сосен или Чертов. Среди местных жителей и паломников идут жаркие споры о количестве сосен. Находится он у Поздняковской дороги, в западной половине озера, сзади навашинской турбазы.
  - Северо-западнее острова находится остров без названия. На нем росла одна осина - символ Иуды, ее срубили.
  - Травяной - у Поздняковской дороги, между Чертовым островом и западным берегом озера. Назван так за то, что деревья на нем не растут, а только трава. В начале XX в. на этом острове будущий академик Губкин, приходя сюда из с. Позднякова, и сыновья дедовского священника, протоиерея Александра Андреевича Аменицкого (1848-1917, в Дедове служил в 1871-1916 гг.) Николай и Дмитрий читали революционную литературу, а заслышав звон в Дедове, возвещающий о конце обедни, шли в Дедово обедать. Остров называли островом "Трех Святителей".
  На месте Навашинского пионерлагеря до 1917г. была дача Лучкиных.
  Остальные два острова без названия.
  По преданию однажды три девушки, Вера, Надежда, Любовь со своими кавалерами провели ночь на островах, Вера - на Зимнике, Надежда - на Шимарном, Любовь - на Зеленом. Утром каждая из девушек вырезала на дереве свое имя. С тех пор эти острова стали называться Вера, Надежда, Любовь.
  На месте лагеря муромского института была дача Пономаревых.

  Мели:
  - Попова мель - на краю залива у Навашинского пионерлагеря, напротив Красного острова. До 1917г. здесь была купальня дедовского духовенства.
  - Большая мель - примерно посередине между островом Шимарным и устьем Черной.
  Остальные - без названия. Через все Большое Свято идет брод.

  Пляжи:
  - Международный или Дикий - северо-восточнее Красного острова, на южном берегу озера. Название свое получил за наибольший успех у отдыхающих. До 1917г. на него, на "Иордань", в Первый Спас ходил крестный ход из дедовской церкви. Делали мостки и ставили на них иконы. Остальные пляжи без названия.

  На восточном берегу озера, рядом, севернее р. Черной, находится "Железка" - турбаза железнодорожников. Название это неофициальное, данное дедовскими крестьянами. "Железка" построена в начале 60-х годов XX в., тогда же рядом с ней, с северной стороны, между озером и Малышевской дорогой, устроили футбольное поле. В шутку его назвали Марсовым.
  На южном берегу Большого Свята до 1917г. была дача Кудрявцева. Ныне на ее месте находится лагерь муромского ПТУ.
  В пяти верстах от Дедова есть д. Малышево. Если идти из Дедова в Малышево по Малышевской дороге и, не доходя до Малышева двух верст, свернуть налево по тропинке и пройти по ней несколько десятков метров, то будет озеро Малое Свято или Старое Свято. Вода его святая, чудотворная. В него впадает ручей. Оно соединяется ручьем, называемым Протока, с речкой Тешей.
  В пяти верстах от Дедова, на Горьковском шоссе, находится д. Корниловка (Новая деревня, Новленская тож), в которой не ранее 1881-1882 в малине (в крапиве) явилась чудотворная икона Св. Параскевы Пятницы. Ее перенесли в дедовскую церковь, но она снова явилась напрежнем месте. Множество народа стекалось сюда из окрестных сел и деревень для поклонения чудотворной. Служились молебствия, совершались чудеса, было много исцелений.
  Неизвестно, сколько времени икона здесь находилась, но вдруг бесследно пропала. Долгое время она разыскивалась, однако безрезультатно. Спустя некоторое время, икона снова появилась на прежнем месте, и из-под нее забил родник.
  По другому преданию этот родник существовал ранее и образовался от удара копытом коня Св. Ильи Муромца, когда он ехал в Киев из Карачарова, между 1166 и 1181г.
  После оказалось, что икона была украдена крестьянином соседнего села, у которого вследствие такого святотатственного поступка отсохли руки. На месте обретения иконы крестьяне воздвигли деревянную часовню, в которой поставили копию чудотворной, а подлинник перенесли в церковь с. Спас-Седчина, коего прихода Корниловка. Село это находится от Дедова в 4-х верстах.
  В 30-х годах церковь в Спас-Седчине закрыли. Не перенеся этого, церковный староста Барабанов собрал ценные книги и иконы и где-то спрятал, а сам бросился с колокольни и убился до смерти.
  Чудотворная икона после закрытия церкви была перенесена в дедовскую церковь. Она находится в теплом храме за кануном, в углу, на аналое. Родниковая вода в Корниловке святая, чудотворная, она употребляется только для питья. Издавна на краю деревни, где явилась чудотворная, селились вековуши - старые девы, потерявшие надежду выйти замуж. Одна из этих дев вздумала выстирать белье в святой воде, и родник мгновенно исчез. Крестьяне стали молиться, устраивать крестные ходы вокруг этого места, и родник снова забил, правда, много дальше этого места.
  После революции часовню закрыли и сожгли. Накануне закрытия часовни корниловской крестьянке Евдокии Шуваловой явилась во сне Св. мученица Параскева-Пятница и повелела ей взять из часовни копию чудотворной к себе в дом. Та послушалась и взяла.
  После Отечественной войны 1941-45гг. председатель колхоза воздвиг на прежнем месте каменную часовню-столбик. Раз в год, в четверг, часов в 5 вечера копию чудотворной выносят из избы, проносят по деревне и ставят в часовне, где перед ней читают акафист Св. муч. Параскеве-Пятнице. На это торжество в Корниловку собирается масса паломников, которые приходят очень издалека. После акафиста паломники идут в Дедово, где ночуют, а утром идут в церковь. После обедни паломники идут на Святскую голову, а потом купаются в Большом Святе. В Корниловке перед иконой остаются несколько человек, которые читают всю ночь, а утром уносят икону обратно в избу.
  11 июня 1969г., в четверг, накануне 9-й пятницы, две крестьянки из с. Благовещенска (Блащенск тож) Муромского уезда шли из Корниловки в Дедово. Отстав от остальных паломников, они тихонько брели по дороге. В пути застала их ночь. Вдруг они увидели огонек, и, приблизившись к нему, обнаружили шатер. Войдя в шатер, паломницы увидели двух старичков в старинных крестьянских одеждах, в лапоточках. Богомолки попросились переночевать. Старички пустили их, накормили, потом долго молились и, наконец, уложили на старинных кованых сундуках. Одна баба и спрашивает, что мол старички у вас в сундуках. А старцы и отвечают, открой, дескать, и посмотри. Бабы открыли сундуки, глядь, а они полны крестами, в одном - нательные, в другом - наперсные. Крестьянки и спрашивают, что мол такое? А старцы отвечают: "Это миряне и духовные побросали свои кресты, а мы подбираем". Крестьянки попросили их научить молиться и старцы сказали им, что де читайте "Отче наш" и "Богородице".
  После этого паломницы сейчас же уснули глубоким сном. Наутро, пробудившись ото сна, бабы смотрят - ни шатра, ни старцев, а лежат они на сырой земле в чистом поле у дороги. Тут они смекнули, что дело чудно, что не простые старцы были. И вспомнили бабы, что один из старцев очень был похож на Николу, каким его рисуют на иконах, а другого не признали. Помолились бабы и пошли в Дедово к заутрени.
  В 1995г. икона в Корниловке мироточила.
  Из древних предметов в дедовской церкви сохранились:
  - Евангелие в серебряном окладе, 1654г. В 30-х годах XX в. во время закрытия церкви его взяли в муромский музей.
  - Колокол, 1691г.
  - Напрестольный крест с надписью: "Часть от животворящего креста от гроба Божия земли, от горы Голгофы песок, от дуба маврикийского лист, от горы Синай древо, пот с главы муч. Екатерины и частицы святых мощей нескольких угодников".
  - Сребропозлащенный небольшой крест с сорока частицами мощей разных святых.
  - В местном ряду иконостаса холодного храма, за левым клиросом икона "Спас недреманное око". Иконы этого сюжета писались только в XVI и XVII в.
  - На восточной стене холодного храма, справа от прохода в холодный храм висит икона "Господь Вседержитель" (Спас в Силах).
  - Рядом справа икона Флора и Лавра. Можно предположить, что это храмовая икона из церкви Флора и Лавра.
  - Слева от прохода, на стене, вторая от прохода, висит икона Илии Пророка.
  - На северной стене холодного храма, между первым и вторым проходами из холодного храма в придел, висит икона "Скоропослушница".

  В 1959г. дедовская церковь (придел, теплый храм и низ холодного храма) была расписана муромским художником Алексеем Николаевичем Молчановым. С низа потолка холодного храма был снят виноград, под ним оказался более ранний узор. Возможно, это остатки первоначального иконостаса. В холодном храме у солеи стоит распятие с надписью: "Сей крест написан на св. горе Афон, в обители Св. Троицы при настоятеле Нафаиле с братией. 1910г.".
  Церковная сторожка пристроена в конце XIX в. или начале XX в.
  В Дедове когда-то вместо "ц" произносили "ч".
  Однажды, в 1940-50-е годы пришли в дедовскую церковь три "товарища", чтобы взять из алтаря потир (чаша для причастия). Войдя в храм, они вдруг ослепли. Так и ушли без потира.
  Однажды паломники увидели, что на поверхности воды Большого Свята загорелись свечи и лампады.
  В 1719г. Дедово принадлежало полковнику Ивану Михайловичу Хоненеву (ЦГАД, ф.350,о.2,д.1881, с.369; РК VI Черниговской, Владимирской; ОГДР VI). Происходит от Третьяка. Сын его Рахман (1570), сын боярский.
  До 1779г. входило в Дубровский стан Муромского уезда.
  Во второй половине 1980-х годов севернее школы в Дедове выстроили три деревянных коттеджа, соединенных галереей. За треугольную форму их прозвали "треугольниками".
  Летом 1991г. молодая девушка из группы экстрасенсов, прибывших на Большое Свято, увидела в видении суету провала села, умчавшуюся тройку. Ранее она ничего об этом не знала. В видении она видела церковь, стоящую на холме, от которой уехала тройка. За несколько мгновений до этого она видела мужчину и женщину с нимбами вышедших из воды. После этого в муромском музее она увидела покров с мощей Петра и Февронии и узнала их.
  В 1992г. на Церковном поле, на месте сгоревшей избы дачник построил деревянную дачу, прозванную за форму крыши, напоминающую шляпу, шляпой (на восточной стороне - третья от Комариного болота).
  Улица дачников в 1980-х годах была вновь заселена дачниками.
  Крайняя изба на восточной стороне Церковного поля от Комариного болота, перестроенная в начале 1990-х годов, за форму крыши получила прозвание "Самолет".
  Дача на задах, между колхозным двором и Церковным полем, тогда же построенная, за помпезность прозвана "Правлением".
  В 1997г. на северо-западной точке Крутомоя (Святская Голова) поставлена деревянная часовня. Освящена на престольный праздник. Вдоль всего западного берега поставлена ограда. Часовня - внутри ограды. Перед Пасхой 1998г. священник о. Виктор не захотел служить на Пасху в приделе. И на самую Пасху замироточили написанные на сводах Архангелы и Херувимы. Миро собирали ватой.
  Записано в Дедове у крестьян в 1972г.

  Делово - см. Лобаново

  Дмитриевы Горы - см. Кононово ...

  Добрятино (Багоновка тож) - Деревня (поселок) Добрятино Меленковского уезда (в наст. время - Гусь-Хрустальный р-н) Владимирской губернии была основана помещиком Добрятой. Добрятино входит в приход с. Бутылицы. Около деревни есть железнодорожная станция Добрятино. Она основана в 1908 г. Первые дома стояли: 1-й - на месте старой дороги, 2-й - восточнее, 3-й - западнее, 4-й - на месте магазина и два барака - у вокзала. Поселок делится железной дорогой на две части: северную - Максимовский поселок (в основном живут выходцы из д. Максимово) и южную - Алферовский поселок (выходцы из д. Алферово). Когда-то на месте Алферовского поселка было озеро, потом оно высохло и на его месте поселился крестьянин соседней деревни Максимово, Круглов, выкопавший около избы колодец. Этот колодец так и называется "Круглов колодец". За Кругловым стали селиться другие. После 1917 г. в Добрятино переехали несколько крестьянских семей.
  Престольный праздник в селении, в котором они жили раньше, был на Воздвижение. В Добрятине эти крестьяне продолжали праздновать свой престол. Постепенно эта традиция была воспринята всем поселком.
  Деревня Добрятино имеет и другое название - Багоновка, данное по находящемуся около нее Багоновскому болоту (багон - брусника).
  Первую улицу, на которой находится магазин, называют неофициально "Станционная", 2-я - Ленина, неофициально называется "Максимовская", т.к. на ней живут переселенцы из д. Максимово, отстоящей от Добрятина около 5 верст.
  На кладбище построена деревянная часовня-столбик. В 1997 г. она сгорела и была построена вновь. В 1998 г. в здании бывшей амбулатории открыта часовня деревянная. До 1962г. добрятинских хоронили на кладбище в. с. Бутылицы.
  Записано в Муроме в мае 1976 г. от Игоря 18 лет, внука Круглова, токаря 6-го цеха з-да РИП, крестьянина пос. Добрятино (Алферовский поселок).

  Дудин монастырь - На реке Оке в Нижегородской области Богородском районе, между с. Дуденево и Горбатовым поселились отшельники, среди которых был молодой пастушок. В 1552г. Иван Горозный пошел в поход на Казань. 13 июля (по ст.с.) рано утром он был разбужен игрой на дуде. Разгневанный царь убил послушника, а на обратном пути, посетив обитель отшельников, повелел основать здесь, во искупление греха своего, монастырь, который назвали в память дуды - Дудин монастырь. Он упоминается впервые в 1408г.(?) как Николаевский Амвросиев Дудин мужской монастырь. Закрыт он в 1764г. Храм обращен в приходской. После революции - руины.

  Дурасово (Окулово, Мешалово, Мешалкино тож) - деревня Меленковского уезда Владимирской губернии прихода Куземского (Иоанн Предтеча тож) погоста при основании хотели расположить по направлению к соседней д. Скрипино, но затем построили так, как она стоит. В одной версте от нее на берегу р. Ушны находится св. ключ, у которого молятся о ниспослании дождя. До революции здесь стояла каменная часовня-столбик. Деревня упоминается в 1811г., как "вновь населенная на пустоши Окулово". Правда, в 1762 г. упоминается д. Дурасово, но та ли это деревня или другая - неизвестно.
  Записано в Муроме 12 марта 1995 г. от послушника Благовещенского монастыря Сергия 25 лет, уроженца д. Скрипино.

Е

  Егорий (Липовицкий погост тож) - в старину в деревнях Малое Иголкино и Пурока были церкви Георгия Победоносца. В Малом Иголкине близ нее однажды на липе явилась чудотворная икона Георгия Победоносца, и на месте обретения был основан погост, названный Липовицким в память этого или Егорий. Икона эта утрачена еще в старину. Погост упоминается в 1628-30 гг. В 1676 г. в Пуроке еще существовала церковь, но службы в ней не было и прихода тоже. Находились в Муромском уезде Владимирской губернии (ныне Павловский район Нижегородской обл.). Погост находится в двух верстах на северо-запад от Пуроки. Обе эти деревни входят в его приход.

  Елатьма - В старину на месте села Елатьмы рос еловый, темный непроходимый лес. Впоследствии на месте леса построили город, назвав его Елатьма - "елей тьма". В старину было и другое название - Елатом. Елатьма впервые упоминается в 1381 г.
  Записано в Муроме 29 сентября 1976 г. от рабочего ф-ки Войкова - 2 (бывшая льнопрядильная ф-ка Суздальцевых) 27-ми лет, крестьянина д. Зимницы Меленковского р-на.
  Вернее, Елатьма - слово угро-финское. "Ма" - гидроним или позднейшее марийское "иулалтымс" - сожженный, выжженный (место, расчищенное от леса?).
  В 1894 г. было 14 церквей, 1 синагога, 2 мечети.

  Ефремово - В 1552г. Иван Грозный пошел в поход на Казань. 20 июля он вышел из Мурома, а флотилию отправил по Оке, под командованием воеводы Ефремова. Неожиданно в тот же день на корабли напали татары, нанеся русским страшное поражение. Ефремову удалось спастись, прибежав к царю, проходившему около Оки. Грозный приказал отрубить ему голову. Впоследствии, на месте казни была основана деревня, названная в честь казненного воеводы д. Офремово, затем название изменилось на Ефремово. Она упоминается в 1676г. Находится в Навашинском р-не Нижегородской обл., Троице-Перемилово-Пустынском приходе.
  Записано в Муроме 6 марта 1973 г. от милиционера 35 лет, крестьянина д. Ефремова, проживающего в Муроме.

Ж

  Жайское (Жайск тож) - название Жайское (Жайск тож) чем-то связано с гористой местностью, поросшей лесами, на которой оно находится, но подробности забылись. Упоминается в 1628/9 г. Находится в Вачском р-не Нижегородской обл (бывший Муромский уезд Владимирской губ.).
  Записано в Жайском 29 августа 1987 г. от крестьянки лет 60.

  Желтырево - во времена Екатерины Великой в лесу жил дезертир, муромский разбойник Тырин. На том месте, где он жил, Тырин закопал клад. Впоследствии лес вырубили и на его месте основали деревню, назвав ее в память того, что на этом месте "жил Тырин" - Желтыри. Желтыри находится в Меленковском р-не Владимирской обл., около с. Илькино.

  Жемчужино - в Жемчужине в старину крестьяне жили очень богато, за что деревню назвали таким именем. Жемчучино находится во Владимирской области, в Муромском районе, в Подболотском с/с. Впервые село упоминается в 1676г. В 1870 г. называлось "Жемчужина мельница".
  Записано в г. Муроме в 1970 - первая половина 1971 г. на растворном участке завода ЖБИ от электрика Михаила Власова, крестьянина д. Кривицы.

З

  Зимёнки - зимой 1239 г. Батый взял Муром и пошел к Гороховцу. По дороге он закопал свою золотую карету и насыпал холм над ней. Впоследствии деревню около холма назвали в память этой зимы Зимёнки. Она находттся в Муромском р-не Владимирской обл. Впервые упомянута в 1676 г.
  Записано в Муроме 28 октября 1978 г. на ф-ке Войкова - 2 (бывшая льнопрядильня ф-ка Суздальцевых) от рабочего Владимира Шаронова 38 лет, крестьянина д. Коробково Навашинского р-на Нижегородской обл.

  Зимницы - в старину однажды ехали куда-то купцы, но наступила зима, заставила их зазимовать в пути. Они построили себе избу, в которой дождались весны. Впоследствии, на этом месте основали деревню, названную в честь купецкого зимовья "Зимницы". Недалеко от деревни находится железнодорожная станция того же названия. Деревня и станция находятся в Меленковском р-не Владимирской обл. Приход - Куземской погост. Упоминается в 1646 г.
  Записано в Муроме 29 сентября 1976 г. от рабочего 17 лет ф-ки Войкова 2 (бывшая льнопрядильная ф-ка Суздальцевых), зимницкого крестьянина.

И

  Илькино - в незапамятные времена поселился на месте, где впоследствии возникло село, крестьянин Илья (Илька). Потом стали селиться другие, так возникла деревня, названная по имени основателя Илькино. Упоминается в 1864 г. Илькино находится в Меленковском р-не Владимирской обл.
  Записано в Муроме 23 января 1975 г. от Аллы Мартыновой (ур. Васина), крестьянки д. Кулаки Меленковского р-на.

 
Реклама Б1
Муромский справочник 

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 72 гостя.