Что интересно, о неминуемо надвигающейся "двенадцатилетке" не имеют четкого представления не только люди, далекие от образования, но и те, для кого профессия учитель - основная.Учитывая, что с началом нового учебного года четыре муромских школы (№№ 20, 7, 18 и 28) примут непосредственное участие в реализации программы 12-летнего образования, наш корреспондент решил навести справки в этой сфере, пообщавшись с участниками эксперимента, испросив их имена, сделав акцент на их позициях. Добавим, что мы только пытаемся затронуть эту тему, а есть люди, которые бьют во все колокола, обвиняя реформаторов в непродуманности действий. Прежде всего, мы полюбопытствовали, почему именно эти школы были избраны для эксперимента. Специалисты управления образования предполагают, что основными принципами при выборе явились: разброс по районам города (чтоб каждой сторонке по школе) и сильная администрация, способная ответственно подойти к делу. Опрашивая рядовые педагогические кадры (найти их в школах в сие время года чрезвычайно трудно), узнали, что согласно большинству мнений, сама идея "двенадцатилетки" не кажется учителям плохой. Задумка "разгрузить" начальную школу и увеличить период адаптации ребенка к учебе продиктована заботой о его здоровье. Но 12-летнее образование начнется для многих с шести - шести с половиной лет. Готовы ли малыши к обучению в школах таких, как у нас сейчас? Речь об особых условиях:обстановка, отдых, питание, игры в конце концов. Разговаривая об этом с директором 20-й школы Ольгой Владимировной Мартыновой за несколько недель до 1-го сентября, узнали, что вопрос об "особых условиях" остро стоит перед администрацией. В перспективе она рассчитывала заиметь места спальные и отдыха в бывшем детсадике, находящемся в непосредственной близости от школы. В этом случае дети будут переходить из здания в здание. Возможно, кому-то это покажется хлопотным, но вот в школе №18 ее директор А.Н. Мельников сообщил корреспонденту, что для пятидесяти первоклашек, участвующих в эксперименте в новом учебном году, будут функционировать группы продленного дня. На воппрос, предполагается ли организация сна для детей, Александр Николаевич ответил:"Пока нет..." Нам неизвестно, будут ли группы продленного дня в процессе реализации программы 12-летнего образования отличаться какой-либо спецификой, но исходя из опыта собственного чада, вправе считать настоящие ГПД не приспособленными для шестилеток: провести целый день в школьных стенах большинству из них будет не под силу. Условия детсада, несомненно, лучше для них. Но чтобы создать таковые, нужна материально-техническая база. А деньги пускают на новые учебники... Те педагоги, с которыми мы общались, одной из проблем реализации программы 12-летки считают именно содержание образования. Учебники учителя еще не видели. А их ведь надо осваивать, составлять новые планы, менять концепцию и т.д. В Управлении образования корреспонденту сказали, что к 1 сентября учебники в наличии будут. Бесплатные! Изучать их учителям, по всей видимости, придется параллельно с первоклашками. "Учителям не привыкать работать, - сказала в нашей беседе Ольга Владимировна Мартынова.- Будем работать и надеемся, что все будет хорошо!" О, учителя! Люди без страха и упрека! Им не привыкать перестраиваться! Только на них и держится школа! Они устали быть нищими, но они великотерпеливы и несут, и несут свой тяжелый учительский крест! Простите за лирическое отступление, но, к сожалению, реальность жестока. Когда же власти всех уровней займутся ликвидацией нищеты школы? - Реформа не должна идти с помощью указок свыше, - говорит депутат горсовета И.А. Ушакова. - Это неправильно. Вопрос должен выноситься на гласное и серьезное обсуждение учителей! Реформаторы не знают реально существующего положения в школах. А главное сейчас- это поддержать педагога и укрепить материально-техническую базу школ. А еще главнее - здоровье детей, результат экспериментов над которыми непредсказуем, несмотря на разные тестирования.Заметим, что, по мнению же Ирины Анатольевны, целесообразней было бы провести конкурс среди школ за право участвовать в реализации программы 12-летнего обучения. При этом создать комиссию, которая бы, анализируя ситуацию в каждой из школ, вынесла бы свои рекомендации. Мы, кстати, тоже засомневались... Вспоминая об "особых условиях", задумались, почему 14-я школа, к примеру, осталась вне эксперимента. Там тебе и уют, и игры, и отдых... Итак, получается, что экспериментировать будут не только с детьми, но, в очередной раз, и с учителями. Как сказала нам в сердцах учительница начальных классов со стажем, педагог сейчас на такой "высоте", на которой он еще не стоял". "Они хотят с нищими учителями развивать то, что и сохранить невозможно? -спрашивала она. - Как иначе оценивать такое отношение, кроме как издевательство?" Разговаривая с директорами школ, участвующими в 12-летке, делали сознательный акцент на перспективе доплат учителям, непосредственным участникам эксперимента. Ведь как сказал нам директор 18-й-школы А.Н. Мельников, эксперимент предполагает проведение четкого мониторинга уровня подготовки и здоровья детей. Кто это будет делать? Конечно, учителя. Но тот же Александр Николаевич сказал, что надтарифный фонд составляет 16 процентов и увеличение его, вроде, не предвидится. "Если администрация будет доплачивать - это хорошо!" - заметил директор. Ольга Владимировна Мартынова высказала предположение, что и учителям, и административной единице, занимающейся реализацией программы, будут производиться доплаты, но засомневалась в их солидности.Что касается непосредственно профессиональной подготовки учителей, участников эксперимента, то не все прошли ее. Вероятно, это будет делаться аврально перед первым сентября. Хотя пришлось услышать мнение руководителей и чиновников о том, что особой подготовки учителей первого звена не требуется. Якобы начальная школа уже давно работает по схеме 1-4 (начальное образование рассчитано на четыре года; до сих пор ребенок из 3-го класса "перепрыгивал" в пятый) . А что же родители? Oни добровольно ведут своих детей в экспериментальные классы? - Особых проблем с родителями не было, - отмечают руководители школ. - Во всяком случае у них есть альтернатива - отдать ребенка в другую школу. - Как это обычно у нас бывает, и как это случилось сейчас, интересы тех, кого собственно коснется реформа, увы, не учитываются, - сказала нам одна из мам. Ее сына-школьника, кстати, двенадцатилетка не коснется, по крайней мере, в этом учебном году. Тем не менее, как родитель, она глубоко переживает: насколько предлагаемые школьной реформой новации сделают доступным для ее ребенка хорошее и качественное образование. - Я уверена, - продолжает она, - проблемы школы нужно выносить на широкое обсуждение учителям и родителям и всерьез заниматься ими. Сейчас вообще, как воздух, нужно поддержать учителей. Будет самодостаточен педагог, будет он авторитетен среди своих учеников - они пойдут на уроки, и будет престиж образования... А необдуманная горячка, эксперименты с непрогнозируемыми результатами - разве они приведут к чему-то хорошему? О. ЛенскаяНет темы более трепетной, более волнующей, более пристрастной, чем интересы и благополучие наших драгоценных детей. О чем это мы? Да о школьной реформе, что на языке и в ушах уже сколько лет и, в частности, о крупномасштабном эксперименте, который начнется с 1-го сентября, и в первых рядах которого Владимирская область и непосредственно наш Муром. "Мало нам было 10-ти классов, стало одиннадцать, а теперь замахнулись уже на все 12!" - такие разговоры приходится слышать то и дело, там и сям, среди специалистов и обывателей.