MUROM.ru
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

 

"Зворыкин Муромец" Леонида Парфенова

Фото с сайта Lenizdat.ru   В начале 2011 года в России выйдет книга Леонида Парфенова "Зворыкин Муромец", посвященная отцу телевидения, русскому инженеру-эмигранту Владимиру Козьмичу Зворыкину. Выход "книги по фильму" приурочен к открытию памятника изобретателю в Москве, у телецентра в Останкино.
 
   Издание посвящено удивительной жизни изобретателя. Американский инженер и изобретатель в области электроники Владимир Зворыкин известен как основоположник телевидения. "В 1912 окончил Петербургский технологический институт, в 1917 эмигрировал из России. В 1931 году Владимир Зворыкин создал первый иконоскоп — передающую трубку, которая сделала возможным развитие электронных телевизионных систем, - кратко сообщает вехи его жизни Большая Советская энциклопедия.

Уникальность книги "Зворыкин Муромец" в том, что в издании впервые публикуются мемуары изобретателя, запись которых осуществил Фредерик Олеси, снявший в 1971 году единственный прижизненный фильм об изобретателе. В создании книги также помогал доктор технических наук Василий Борисов - он написал до сих пор единственную российскую книгу о Зворыкине, а также был научным консультантом телефильма "Зворыкин Муромец". Издание иллюстрировано архивными материалами, фотографиями, а также кадрами из документального фильма Леонида Парфенова. Как отмечает автор фильма, Владимира Зворыкина снимала только американская кинохроника, на родном языке существует лишь небольшое интервью для радио "Свобода".

"Неизвестность Владимира Зворыкина в России поразительна. Его ведь не замалчивали при советской власти. В статье из третьего издания Большой советской энциклопедии, в томе, вышедшем в 1972 году, еще при жизни Зворыкина, все сказано, и даже - "известен как основоположник телевидения", - отмечает Леонид Парфенов. - И чего бы не гордиться, мол, воспитанник отечественной научной школы обогатил человечество. Видимо, причина в зворыкинском долголетии: признавать и хвалить эмигрантов обычно начинали после смерти, а то вдруг какую-нибудь антисоветчину сотворят. 93-летняя жизнь Зворыкина вбирает весь русский ХХ век. Чуть ли не самый счастливый случай в его поколении и при его происхождении: "первогильдейский" купеческий сын, выученный в Петербурге и Париже, воевал в Первую мировую, ушел к белым, переселился в Америку, стал там "основоположником", со своим черным поваром настаивал рябиновку, сумел побывать в закрытом Муроме и умер в один год с Брежневым. Какая же накопленная силища питала эту судьбу! Сгинула целая цивилизация, чьи памятники - поваленные и запакощенные надгробия многих-многих Зворыкиных на старом муромском кладбище. Неведомые письмена: "потомственный почетный гражданин", "Св. Анны и Св. Владимира орденов кавалер". Сын прежней России, носивший отчество Козьмич, Владимир Зворыкин был новатором электроники, ныне правящей миром". Может, его карьера в такой современной отрасли сделает неусвоенный завет поколений ближе и понятнее нам? – задается вопросом журналист.

В СМИ появились фрагменты издания. Вслед за газетой "Ведомости" отрывок из книги "Зворыкин Муромец" приводит Лениздат.Ру:

Леонид Парфенов. Отрывок из книги "Зворыкин Муромец"

Пятнадцать лет назад Зворыкин покинул родину, думая, что навсегда. Последняя страна его европейского турне 1933 года — Германия. Гастролер садится в поезд "Берлин-Ленинград". В городе своей юности Зворыкин не бывал даже дольше — со времен последнего приезда с фронта, когда служил еще в царской армии. Осовеченный Ленинград обеднел и огрубел, но для иностранцев еще сохраняют островки блестящего Петербурга времен зворыкинского студенчества. Одно из хорошо знакомых Зворыкину мест — шикарная гостиница "Астория": до революции в ней, как полагается купцу первой гильдии, останавливался, приезжая из Мурома, его отец, Козьма Зворыкин. Теперь здесь размещают Владимира Зворыкина. К удивлению изобретателя, его в СССР принимает не научный центр или какая-то фирма, а правительство страны в виде двух своих министерств — Наркомата электропромышленности и Наркомата связи.

Правительственный уровень приема и в том, что Зворыкина селят в номере-апартаментах. Здесь через 70 лет будет останавливаться и президент США Джордж Буш-младший. Очень важное обстоятельство — в "люкс" бесперебойно подается горячая вода — редкое явление в Ленинграде 1930-х годов. Родной Технологический институт теперь носит имя Ленсовета, а наставник Зворыкина профессор Розинг арестован, сослан и умер на Севере в апреле 1933-го — в августе того же года его ученика принимают на родине как знатного американца. Старший брат Владимира Зворыкина, Николай, тоже инженер, руководил строительством гидроэлектростанций в Грузии. По стандартному обвинению в саботаже был арестован, продолжал свою работу, находясь в тюрьме, и заслужил освобождение, успешно завершив объект.

В. К. Зворыкин, мемуары: Я спросил Капицу, когда он возвращается в Англию, куда я планировал заехать на обратном пути. Капица ответил уклончиво, что меня удивило. Позднее я выяснил, что ему не разрешили вернуться в Кембридж, и он вынужденно остался в СССР, получив пост директора Института физических проблем в Москве

<……………………………………………… >

Брат-иностранец настоял на посещении Тбилиси, чтобы проведать брата — бывшего зэка. В честь Владимира Зворыкина руководство республики устроило обильное застолье. Лаврентий Берия, тогда первый секретарь грузинского ЦК, любезно предоставляет гостю самолет — посетить еще и побережье. Владимир Зворыкин отдыхает в Сухуми, потом из Сочи летит в Москву — похоже, он привык, что заинтересованные в создании телевидения коммунистические правители всячески ублажают его, ключевого западного специалиста.

RCA заключает с советскими наркоматами несколько больших контрактов. Американской аппаратурой комплектуют первый в стране телецентр — московский на улице Шаболовка. Ленинградский завод имени Козицкого выпускает по американской документации первый в стране телевизор. Ленинградский ТК-1 — "телевизор катодный первый". С вертикальной компоновкой кинескопа и изображением в зеркале. Эмблема: "RCA телевидение". 25 марта 1938 года по таким зворыкинским телевизорам московский телецентр показывает первую в СССР телепередачу — в эфир выходит фильм "Великий гражданин".

Монументальное кинополотно социалистического реализма про вождя, в котором угадывается Киров. В финале пламенного героя убивают какие-то оппозиционеры-белогвардейцы-ино­странцы: персонажи примерно того же происхождения, что и Розинг со Зворыкиным, и, чувствуется, страшной будет пролетарская месть. Фильм снят в 1937-м, а на 3-4 года раньше обстановка была помягче, многого Зворыкин в СССР не видел или не понимал. Поначалу он еще, может, и колебался: а не согласиться ли на предложение возглавить работы по созданию советского телевидения? В Америке — семейные неурядицы: с женой Татьяной Зворыкин к тому времени расстался, хотя дочками как мог продолжал заниматься — и им передавал вывезенные из России личные реликвии.

<……………………………………………… >

Санкт-Петербург, улица Глинки, парадное со стороны Крюкова канала. Здесь жила сестра Зворыкина Анна со своим мужем, светилом советской геологии Дмитрием Наливкиным. В их квартире в сентябре 1934 года проходит семейный совет: переезжать ли Владимиру Зворыкину в Советский Союз? Муж Анны — ровесник Зворыкина, зять и шурин дружили всю жизнь. Дмитрий Наливкин станет в СССР академиком, Героем социалистического труда, лауреатом Государственной и Ленинской премий. На семейном совете 1934 года его аргументы для Зворыкина — решающие.

Наливкин обходительность советских властей в отношении Зворыкина объясняет просто: гость — гражданин США и знаток ценной передовой технологии. Но если шурин вернется в СССР насовсем, ему в любой момент могут припомнить, что он — сын купца первой гильдии, бывший царский офицер и был тесно связан с империалистическими кругами Запада.

И еще — пример, который у Зворыкина перед глазами. В Ленинграде он встретился со своим давним знакомым — физиком Петром Капицей. Тот с 1921 года работал в Англии, и Зворыкин бывал в его кембриджской лаборатории. Как раз в 1934 году судьба Капицы круто изменилась, о чем Зворыкин поначалу и не подозревал.

Владимир Зворыкин "Мемуары изобретателя телевидения"

(запись Фредерика Олеси; перевод, подготовка текста и примечания - Василия Арканова)

В тот период мне стало известно, что для отправки на фронт срочно создается батарея тяжелых самоходных и буксируемых орудий. Ее формирование было поручено офицеру, с которым меня связывала давняя и прочная дружба. Как-то в разговоре он посетовал на острую нехватку квалифицированных кадров (в первую очередь механиков грузового транспорта и инженеров радиосвязи) и спросил, не соглашусь ли я занять должность инструктора по подготовке шоферов, механиков и связистов. После недолгих колебаний я принял предложение и переехал на окраину Петрограда, где размещалась батарея.

Многое из того, чему мне предстояло обучать солдат, я и сам хорошенько не знал, поэтому первым делом с головой погрузился в изучение устройства огнестрельных орудий, тягачей, грузовиков и легковых автомобилей (в основном американского или французского производства). Львиная доля времени уходила на ремонт самоходных машин и подготовку шоферов.

На мое счастье, мне удалось договориться о переводе в батарею Лушина, который прибыл вместе со своим мотоциклом. Он быстро освоил все премудрости управления тяжелой техникой и помогал мне обучать остальных. Несмотря на все меры безопасности, аварии были нередки. Хорошо, если дело заканчивалось небольшими поломками и ушибами. Но случались и более тяжелые травмы. Однажды мы с Лушиным чудом остались живы.

Батарея получила новый автомобиль французской фирмы "Рено" — легковой с открытым верхом. Мы с Лушиным поехали получать его в железнодорожном депо, куда он прибыл на товарняке прямо из Билланкура1 — в комплекте с парой запасных колес и целым ящиком инструментов и запчастей. Не автомобиль, а конфетка. По пути назад мы уткнулись в хвост длинной вереницы конных повозок. Они стояли не двигаясь, видимо, где-то впереди был затор. Сидевший за рулем Лушин решил его объехать. Он вырулил на пустую встречную полосу, и мы с ветерком домчали до начала очереди. И только тут поняли, что транспорт стоит перед опущенным железнодорожным шлагбаумом. Лушин ударил по тормозам. Автомобиль со скрежетом пролетел еще несколько метров и остановился у самого выезда на пути. Тут к своему ужасу мы увидели, что прямо на нас на бешеной скорости несется поезд. Лушин попытался дать задний ход, но второпях забыл, что в "Рено" коробка передач устроена иначе, чем в других машинах. И мы поехали, но не назад, а вперед. Дальше все происходило как в кошмарном сне. От удара автомобиль полетел в кювет, а нас обоих подкинуло и выбросило из кабины в разные стороны. Падая, я успел увидеть, как на фоне неба, точно пущенные жонглером, парят, лениво вращаясь, запасные колеса.

Придя в себя после падения, я обнаружил, что лежу в поле, на порядочном удалении от места аварии, но, за вычетом распоротого голенища и царапин на ноге, цел и невредим. Подоспевшие возницы с подвод помогли мне подняться, и все вместе мы принялись искать Лушина. Кто-то сказал, что видел, как его придавило автомобилем. С замиранием сердца мы приподняли искореженный "Рено", но Лушина там не оказалось. Тут я увидел, что со стороны реки к нам направляется группа солдат, волоча под руки какого-то человека. Им оказался Лушин — насквозь мокрый и в состоянии сильнейшего шока, но тоже без единой царапины. Солдаты выволокли его из реки, где он пытался утопиться. Позднее Лушин рассказал, что, упав, сразу вскочил и бросился бежать. Но куда, зачем, как попал в реку и как его вытаскивали — так и не вспомнил.

Теперь встал вопрос, что делать с "Рено". С помятыми боками и развороченным кузовом, вид у него был весьма жалкий, однако ходовая часть и двигатель не пострадали. Ото­гнув крылья и сменив два погнутых колеса, я даже сумел запустить мотор. Но о том, чтобы возвращаться на таком автомобиле на батарею, не могло быть и речи. На малом ходу, то и дело постреливая из глушителя, мы доехали до завода Маркони (благо он был недалеко). Там я рассказал о случившемся профессору Айзенштейну, который, как всегда, немедленно пришел на помощь, предложив отремонтировать "Рено" в мастерской завода. Через три дня автомобиль был как новенький, и, когда мы подкатили на нем к гаражу батареи, даже опытные механики ничего не заметили.

Больше всего хлопот с шоферами-новобранцами было из-за их любопытства. Прямо как дети малые! Любимое занятие — влезть под капот, отвинтить какую-нибудь деталь и потом долго ее рассматривать, почесывая в затылке. Разбирать узловые устройства, вроде карбюратора или стартера, я категорически запретил, но эти кулибины нашли способ. Они отъезжали подальше от казарм, сворачивали на обочину и там уж делали что хотели. В таких случаях ко мне обычно прибегал взмыленный посыльный с сообщением, что "машина встала", и просьбой выслать буксир. К моменту когда мы добирались до места, разобранный карбюратор уже лежал на разложенной шинели, часть винтов отсутствовала, а вымазанный в масле шофер ползал вокруг в поисках оброненной форсунки. Нередко выходили из строя и двигатели, но тут виноваты были уже не шоферы, а бензин. Вернее, наливные шланги, засорявшие бензин своими волокнами. Резина на колесах также были весьма ненадежна: каждые полторы-две тысячи верст ее приходилось менять. В годы Первой мировой войны завод "Рено" в Билланкуре был главным поставщиком тяжелых грузовиков, артиллерийских тягачей.

Об авторе

Леонид Парфенов родился в Череповце в 1960 году. В 1982 году окончил факультет журналистики Ленинградского университета. В 1986 году начал работать на Центральном телевидении, в 1990-е и 2000-е стал автором множества знаковых проектов, включая еженедельную программу "Намедни", цикл исторических фильмов "Намедни 1961-2003: наша эра", "Живой Пушкин", "Птица-Гоголь". Возглавлял журнал "Русский Newsweek". В начале 2011 года в издательстве "КоЛибри" выйдет его книга "Зворыкин Муромец", посвященная создателю телевидения Владимиру Зворыкину.

 

Размещено на MUROM.ru по материалам Lenizdat.ru


От MUROM.ru: "Зворыкин Муромец" - смотрим на Первом. 19 Апреля, 2010

Доска объявлений

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 8 гостей.