Баннер Элекс
MUROM.ru
blank
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

ДЕНЬ ВЫСОЦКОГО

Фото с сайта Itar-tass.com   Глазами очевидца (дань памяти поэта и актера)
  «День Высоцкого». Именно так звучит анонс на телеканалах, а не - День памяти. Объяснить это просто. Многие из времени «пиршества духа», кто уже позабыл зазубренные когда-то (надо было!) даты классиков, помнят больше то, что прошло через душу и сердце. 25 января 1938 года Владимир Высоцкий родился, 25 июля 1980-го, в год летней Олимпиады в Москве, его не стало. Весть об этом ошеломила страну, настроенную на праздник, на безудержное ликование от побед наших спортсменов...
 

Фото с сайта Radiorus.ru

Фото с сайта Itar-tass.com

Фото с сайта Itar-tass.com

   Мне довелось оказаться в эпицентре печального события и невероятным образом через оцепленную Москву попасть внутрь театра на Таганке, где прощались со «своим в доску» актером и бардом, и, как признано позже, и незаурядным поэтом с особой, рвущей жилы, как и его песни, с их предельно-правдивой сутью, неповторимой интонацией...

   От народа пытались скрыть, но народ узнал…

   Надо заметить, что «верхи» огорчать и ошеломлять никого не собирались. Официальное известие о кончине актера и барда было более чем незаметным. Но сокрушающая лавина известия в мгновение разлетелась по стране. Проводить актера в последний путь собрались сотни тысяч людей. Но это многолюдье не было фанатичной массовкой. Оно притягивало к себе мощным магнитом на уровне подсознания. Помню, как поразительно точно сказала об этом театральный критик Наталья Крымова:

  - В этой толпе не было ни одного плохого лица!
  Я не могу с этой метафорой не согласиться, ибо видела сотни, может, и тысячи лиц, пристально в них всматриваясь, медленно проходя вдоль нескончаемой многокилометровой колонны. И никто мне сказал, как на «штурме» дефицита, куда, мол, станьте в конец очереди. Да, и неловко как-то назвать собравшихся здесь очередью. Это были люди одной с Высоцким крови, на одной волне мироощущения друг с другом и безмолвного общего осознания безвозвратной потери. Мы так думали, как и он, но сказать и выразить смог только он! Запомнила деталь. У многих, у ног, на асфальте, стояли переносные магнитофоны (какие тогда плееры!), и из них звучал приглушённый голос Высоцкого. Невозможно было поверить, что этот хриплый бас, способный в тончайших интонациях передать и обличительный пафос, и тихую нежность, никто живьем больше не услышит. Люди молчали, медленно продвигались в сторону театра на Таганке, ближе к которому уже были многочисленные оцепления и металлические барьеры. Наив провинциального взгляда «помог» мне очутиться в эпицентре события и надолго оставил в сердце ту мощную энергетику, которую излучала эта толпа из хороших лиц.

  «Встреча-невстреча» на Таганке

  В копилке любого журналиста случается немало интересных столичных людей. У меня – тоже. От Михаила Ивановича Труша, с которым познакомились в Греции, и он рассказал, как был на венчании Кристины Онассис с Сергеем Каузовым, до профессионального шахматиста Анатолия Любимова, однофамильца знаменитого режиссера театра на Таганке. Он общался с Высоцким, иногда на одной машине куда-то ездили, но в друзья из скромности и интеллигентности не набивался. Считал, что просто близко знал Владимира Семеновича - и все. Печальное известие, конечно, принял близко к сердцу. Он жил в Солнцево и добирался до центра на машине, я - из Бабушкина, от родственников, на метро. Договорились придти на проводы за два часа «до Ваганькова», где Высоцкий должен был обрести вечный покой.
  Ну, ладно, она-то – провинциалка, хотя и не вылезающая из столицы и умудряющаяся доставать дефицитные билеты в ведущие театры и для знакомых москвичей. (Я была тогда в возрасте своего сына, но наши дети не в театры туда ездят, а на заработки, увы!). А он-то - почему так наивен? Не то, что припарковаться, лица знакомого в огромной толпе не найти, как иголку в стоге сена. Словом, потерялись. Вот его-то я и пыталась найти, медленно идя вдоль прощальной колонны. Видимо, у меня было такое выражение лица, что никто не остановил, даже оперативники, которые были, буквально, на каждом углу. Дойдя до театра, за сотню метров до него я попала в плотную людскую «пробку». Жара стояла. Застыли на месте и мы. Назад – никак, а впереди оперативники – с барьерами. Около 12-00 уже никого не пропускали, сказали, что сейчас пройдут коллеги-актеры. Близко видела Ирину Мирошниченко, Алексея Баталова и других. Уже и не помню, кого ещё. Люди задыхались, стонали: «Нет, тут одной смертью не кончится!». Притиснутая до хруста костей со всех сторон, в своем модном облегающем греческом наряде, я была мокрая от своего и чужого пота, как мышь. Ну, попала! А ведь терпеть не могла массовки. Спортивная закалка и «бараний вес» помогли выдержать. На какой-то миг почувствовала, что теряю сознание, и интуитивно подняла и протянула руки навстречу «одинаковым мальчикам» по ту сторону барьера. Жест увидели, правильно поняли. Меня выдернули из пробки – со свистом, как при открытии бутылки шампанского. Поставили в пару. Живы, идем, дышим. Чуточку пришла в себя. Боже мой! Огромные толпы вокруг. На крышах, балконах, на машинах, киосках, на милицейских будках – такие же «муравейники».
  И вот – фойе театра в траурном убранстве. На большом экране – Высоцкий. Звучит его монолог из «Гамлета». Тут же на рояле известный пианист исполняет Шопена. Защемило сердце. С трепетом медленно двигаемся к месту прощания. Запомнила почему-то большую ссадину то ли на виске, то ли на щеке. Подумала, что теперь ему не больно. Больно нам. Больно родным. Увидела его маму, отца, Марину Влади - с распущенной под траурной накидкой светлой волной длинных волос. Как у русской плакальщицы. Так и произошла эта встреча-невстреча с Высоцким. В полумраке театральной сцены, где он невольно «играл» свою последнюю роль для пришедших с ним проститься. Навсегда. А я так мечтала увидеть его в «Гамлете»! А могла бы реально. Не успела.

  Высоцкий отвозил его на своей машине,
  а Марина Влади кормила обедом

  Примерно за полгода до печального 25-го июля была такая возможность. Мой одноклассник Витька Анненков (мы тогда старомодно переписывались со многими друзьями по школе и институту - где ты, славное эпистолярное время, время роскоши общения?!), невозможный болтун-балаболка (за что его прозвали Стёпкой), трудяга-метростроевец и скромняга при этом предложил мне:
  - Приезжай. Владимир Высоцкий предлагает мне контрамарки (в театр невозможно было тогда пробиться – авт.) на свой спектакль. Мне самому неудобно, а для тебя возьму. Ты же у нас театралка, а не я.
  - Вить, ты что – дурак? Ему предлагают мечту, а он…
  - Ну, мне неудобно, я стесняюсь, - протянул Витька-Степка.
  Оказывается, его непосредственный начальник в «Метрострое» был другом одного из руководителей администрации театра. И тот попросил:
  - Слушай, у тебя есть толковые честные ребята? Надо помочь Володе Высоцкому ремонт в квартире сделать. Понимаешь, его жена Марина Влади – русская француженка все-таки.
Выбор пал на Витьку с его золотыми руками (уже нерядового тогда метростроевца) и его напарника «по калыму».
  Ремонт сделали на совесть. Припозднившихся напарников отвозил домой сам Высоцкий, но чаще Марина Влади. Она же им лично варила щи и очень вкусно кормила. Держались с ребятами предельно просто и уважительно. Вот тогда Владимир Семенович и предложил в знак благодарности контрамарки в любое время. Я полагаю, что наш Витька ему понравился, как открытый русский тип характера. Бескорыстный, очень добрый, добросовестный, с неизбывной детскостью. Но с хитринкой. И как актеру, и как человеку. Знать бы, может, черты характера моего одноклассника он как-то использовал в своем многогранном творчестве. Наш Степка такие номера мог откалывать, хоть стой - хоть падай. А это находка для актера, для лицедейства. Поэтому и позволю себе рассказать эпизод. Мы дружили вчетвером. Две Вали, я и Витька. В школу шли с параллельных, очень длинных и далеких от неё улиц. Ну и разговоров хватало. Нас называли: «Четыре подружки». Витя не обижался. Он вырос среди женщин, мамы, сестер, бабок. Жили трудно, бедно. Но все оптимисты. Сестры рано уехали в столицу, перетянули туда и младшего брата. Он наивно таращил глаза на многоликую Москву, и по привычке со всеми здоровался. Заходит с сестрой в трамвай и всем: «Здравствуйте!». Сестра злилась: «Степка – ты дурак! Кто же в Москве с чужими здоровается?! Не поеду с тобой больше. Все смеются».
  Он, нисколько не смущаясь, остался верен самому себе. Ну, не мог он с такой индивидуальностью не понравиться и не запомниться великому актеру. Сейчас он вырос до приличного начальника. Ездит с женой за границу. А тогда ему было совестно обременять знаменитость хлопотами о своей скромной персоне. Витькино состояние передалось и мне. Так и не воспользовались мы благодарностью ему Владимира Высоцкого. Да что об этом жалеть. У каждого все равно остался свой Высоцкий. Тогда моим самым любимым было «Кони привередливые» о быстротечности жизни, если она «на разрыв аорты» для других. Для заводского радио купила пластинки, потом - аудио записи, а сейчас наши личные диски с лицензионной записью «гуляют» по друзьям сына. Высоцкий с нами – не только в его День.

  Интервью в Домжуре – о прощании с Высоцким

  Кстати, мои «приключения» 25 июля 1980 года после траурной церемонии не закончились. Мне еще пришлось «дать два интервью» – солнцевскому приятелю, которого тоже чуть не раздавили, но он выбрался наружу из пробки, а меня течением занесло в эпицентр, и какому-то собкору в Домжуре, чьего имени не помню. Выйдя из театра после прощания с Высоцким, направилась, неведомо куда, совершенно не соображая, а куда, собственно, двигаться-то! Развернулась – и снова пошла к толпе с хорошими лицами. Магнит энергетики! Не помню, как, но оказалась на высоченной милицейской будке. Никто не сгонял, не окрикнул. Тогда это было естественно. Правоохранители тоже скорбели и все понимали. А снизу – голос:
  - Что Вы там видите?
  Отвечаю:
  - Я уже была там.
  - А нас не пропустили. Не могли бы подробнее рассказать? Для репортажа в номер нужны впечатления... Пойдемте в Домжур.
  Оказалось, коллега из какой-то ведущей центральной газеты. Но он - член Союза журналистов СССР (а меня спустя четыре месяца в него приняли). Вход строго по журналистским билетам. Попасть в Центральный Дом журналиста на Гоголевском бульваре, 4 было тогда необычайно престижно. Позже и я по своему билету (можно было демократично пройти вдвоем) водила туда подруг. Но все-таки впервые в Домжуре я оказалась и дала интервью коллеге именно в связи с именем Владимира Высоцкого.

Татьяна ДУШУТИНА


Сайт Фонда В.С.Высоцкого:

- ПЕСНИ И СТИХИ ВЫСОЦКОГО
Концерты Высоцкого, песни, стихотворения, аккорды, песни других авторов, сборники...

- ПРОЗА ВЫСОЦКОГО
Повести, рассказы, зарисовки...

- О ВЫСОЦКОМ
Биография, воспоминания, статьи, фотографии, посвящения Высоцкому, по Москве Высоцкого...

- ВЫСОЦКИЙ В КИНО
Фильмография, видеофрагменты, режиссеры, сценарии, песни, фотографии...

- ВЫСОЦКИЙ В ТЕАТРЕ
Роли, спектакли, Таганка, видеофрагменты, пьесы, фотографии, песни...

- ВЫ И ВЫСОЦКИЙ
Клуб поклонников, форум, ваши посвящения, ваши любимые песни, где купить, для вашего компьютера... -

Реклама Б1
Доска объявлений

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 15 гостей.