RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я Мобильный вариант 12+

 
 
 

 

25 мая - День филолога. Интервью муромского писателя Юрия Фанкина (из архива редактора)

Юрий Фанкин
ИСТОРИЯ ПУбЛИКАЦИИ: БЕСЕДА С МУРОМСКИМ ПИСАТЕЛЕМ
 
В преддверии Дня славянской письменности, который мы ежегодно отмечаем 24 мая, в социальных сетях вдруг всплыло это давнее интервью. Вернее, тематическая беседа писателя и журналиста (филолога). А месяц назад мы смогли бы снова вживую встретиться на юбилее поэтессы и Заслуженного учителя РФ Т.Б. Неверовой (Ионовой) и продолжить интеллектуальный разговор с великолепным стилистом. Уже заказан был банкет в уютном кафе. Увы, не сбылось. Самоизоляция и запрет даже локальных культурных встреч. Но то, что сказал тогда Юрий Александрович ФАНКИН муромским читателям, остаётся актуальным. Не грех повторить и перечитать. И в будущем - после пандемии - продолжить.
Итак... 27 апреля 2007 года областные информационные службы сообщили: "Медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени за успехи в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность награжден член Общероссийской общественной организации «Союз писателей России», писатель Юрий ФАНКИН».
 
ЧТОБЫ МЫСЛИТЬ - НАДОБНО ЧИТАТЬ!
 
2007-й — был Годом Русского языка. Это и определило основную тему нашей беседы с членом Союза писателей России Ю.А. ФАНКИНЫМ, уроженцем древнего города Мурома, родившегося за год до начала Великой Отечественной войны, накануне его дня рождения (9 ноября).
Сначала – субъективный словесный портрет. На мой взгляд, Юрий Александрович принципиален и проницателен, общителен, но в минуты творческого состояния отчужденно замкнут. Бывает, настораживают его менторские нотки, и, невольно пытаясь с ним говорить красиво, вдруг неожиданно сбиваешься на косноязычие – давит авторитет безупречного мастера слова. Но, поразмыслив, признаешь очевидность и взвешенность его слов. Первое впечатление от общения – любит озадачить историческими параллелями, выраженными в известных афоризмах. Лаконичен. Например, о преодолении чего-то тягостного и противоречивого в качестве моральной поддержки говорит собеседнику: «Карфаген надо разрушить». И это не столько о жестокости римской эпохи. Это несколько парадоксального свойства метафора, побуждающая к решительному действию против подлости и несправедливости. Фанкин – интеллигент. Аристократичен, как столбовой дворянин, красив и статен, обаятелен, нетерпим к невежеству и бездуховности. Он не заигрывает с читателем, не ломает и не упрощает язык в угоду ему, как многие, ныне модные писатели. Рассуждать с ним беспредметно – пустое занятие. Надо быть в теме. Словом, чтобы хорошо говорить по-русски - надо мыслить! Чтобы ясно мыслить - надобно читать! И как не вспомнить А.С. Пушкина, который в ночь перед роковой дуэлью сказал о детской писательнице Ишимовой: «Вот как надобно писать!». Коллеги по литературному цеху высоко оценили вклад Ю. Фанкина в продолжение традиций русской классической литературы, в частности, ее стилистики, - он отмечен премией им. С. Никитина, писателя, чье имя неразрывно связано с Владимирской землей.
- Юрий Александрович, думаю, что не ошибусь, если скажу, что у вас немалая аудитория читателей, и у многих жителей нашего города, да и в больших масштабах, есть в личной библиотеке Ваши книги. Вы часто встречаетесь с читателями, интеллигенцией Мурома и района, выступаете в библиотеках, школах, на страницах владимирской литературной газеты «Голос писателя», издаетесь в столичных издательствах и в толстых журналах, в «Москве», например, и литературных альманахах. Что приносят Вам эти встречи и эти издания? И дают ли они духовную пищу для новых творческих замыслов?
- Как можно быть писателем и не печататься?! Представьте себе певца, годами поющего в пустом зале… Публикации необходимы, как воздух. Они радуют, вдохновляют и по большому счету способствуют естественности творческого процесса.
С читателями, безусловно, встречаюсь, но эти встречи совершенно не влияют на мои творческие замыслы. Всегда интересна реакция зала. «Острых» вопросов не боюсь, однако «острота» важна не сама по себе, а как примета искреннего постижения истины.
- Есть Ваши произведения и в моей домашней библиотеке, в частности «Осуждение Сократа». Меня поразил ваш стиль именно всем великолепием сочного и яркого языка в произведении «Ястребиный князь» (я прочитала его в газете «Новая провинция»). Возникла ассоциация: открытие в обыденном явлении глубинного смысла, трепетное отношение к природе, к слову. Это Ваше любимое литературное дитя или одно из ряда таковых?
- На ум приходит такой ответ: «Все произведения – любимые дети. Нелюбимых нет…». Однако ловлю себя на ощущении: рожденная вещь – «отрезанный ломоть», а сердце более всего привязано к новой, только что рождающейся повести. Люблю живописать словом. Одна из похвал нашего великого классика Н.В. Гоголя: «Рельефно описано!». Но Слово не рождается просто так, его не вычислишь механически. Слово определяет личность, мировоззрение. Это мировоззрение Н. Тихонов называл «внутренним солнцем поэта». Не будет этого «внутреннего солнца», и никогда не обретешь подлинное Слово в творческих потемках.
- К сожалению, пока не ознакомилась с Вашим новым произведением «Императорские игры», но скоро эта книга будет у меня и, между прочим, уже с Вашим автографом (я просила приобрести ее для меня заочно). Сюжеты из эпохи диктатора Нерона – как это проецируется на современность и нашу действительность? Жажда власти любой ценой и ее потрясающие издержки от мнимого величия до примитивного самодурства? Или Вы что-то хотели выразить особенное, волнующее Вас как мыслителя и носителя истинной культуры, для которого ведомо, прежде всего, неравнодушие к судьбам, взаимоотношениям личности и народа? Признаться, в ваших исторических повествованиях всегда невольно ищешь глубокий философский смысл бытия.    Ощущаете ли в реакции читателей ожидаемую обратную связь?
- Ох, неблагодарное это дело – быть толмачом собственных произведений! Чего я хотел?.. Что удалось выразить?.. Да порой такое «выразишь», о чем и не думается. Конечно, какие-то параллели с «современностью» возникали. Взаимоотношения человека и власти меня, безусловно, интересовали, но особое притяжение – характеры.
- Прежде чем задать Вам вопросы, я побеседовала с некоторыми из Ваших читателей и коллег. Одна из них - Татьяна Неверова (Ионова), поэтесса и учитель словесности (кстати, о ее вкладе в русское слово можно отдельно говорить, она занимается и с одаренными детьми, ярко выступающими на олимпиадах, пятеро ее выпускников учатся в МГУ на факультетах гуманитарного профиля). Она процитировала мне начало Вашей повести «Межа» об апрельской распутице, просыпающейся природе и ее мощном воздействии на движения человеческой души (и опять в словесном гурманстве переплелись обыденное и высокое, простота описания и некое эстетство – таким было впечатление от этих первых строк). Есть у нее и Ваши стихи. Задевает ли Ваше авторские самолюбие подобное восприятие или это влияние «легкочтения», у которого ни писатель, ни читатель не должны идти на поводу?
- Какая любопытная оценка: «простота описания и некое эстетство»! Что я думаю по этому поводу?.. Литература – это искусство. А, стало быть, без определенной доли искусственного, так называемого «эстетства», не обойтись. Безусловно, мой любимый писатель Иван Бунин, оттачивающий каждую фразу и взвешивающий каждое слово, был эстетом. Иван Тургенев отмечал «мраморный слог» выдающегося французского стилиста Флобера. Любая стилистика предполагает чувство меры. Формальное не должно застить смысловое.
Теперь о «сложности» языка, о всяких там оборотах. Лев Толстой начинал «Двух гусар» фразой из 192-х слов. И - ничего! Поклонники с удовольствием проглотили эту словесную макаронину. В горле не застряла. У каждого писателя свой читатель, и его следует судить «по законам, им над собой признанным» (А. Пушкин). Литературный цех – не ателье, где шьют по выкройкам капризных заказчиков.
- Писатель не может быть в стороне от социальных противоречий общества. Что Вас волнует в этом отношении?
- По-моему, главная беда даже не в том, что многие люди теперь едва сводят концы с концами. В минувшую войну было намного труднее, однако все знали, чего ради терпят лишения. В теперешней жизни нет ясной перспективы. У подлинной перспективы должна быть не только экономическая, но и духовная составляющая.
- Но все же что-то Вас и радует?
- Радует то, что еще пока не вырубили все леса, что русская классическая литература, несмотря на потуги мародеров от культуры, жива. Недавно исполнилось 75 лет выдающемуся русскому писателю Василию Белову. Чего только стоит его знаменитый «ЛАД» - произведение с великолепным бытописанием вологодской земли! Но СМИ, как обычно, без зазрения совести замолчали эту дату. Тем не менее, замолчать творчество В. Белова невозможно.
- И, наконец, - Год Русского языка. Не так давно смотрела по НТВ, как награждали молодых тележурналистов за лучшие репортажи и прочие жанры. Номинанты якобы тушевались, и, видимо, от смущения все начинали со словосочетания «на самом деле» (в лексиконе звезд эстрады оно вообще превалирует). Еще недавно столь же назойливым и чаще неуместным и безграмотным было «как бы» - как бы любят, дружат и т.д. Так и хочется спросить: вы любите, дружите или предполагаете оное?! Но и телемэтры туда же – «на самом деле» в их речи кочевало от фразы к фразе. Грустно. Пожалуй, только Татьяна Миткова была безупречна. Так вот она и констатировала, что речь молодых репортеров в подавляющем большинстве была безграмотной. Что же, по-Вашему, тому виной? Учителя плохо учат, читают мало или живое грамотное и образное слово безжалостно вытравляется из повседневной, в том числе и газетной практики, а на радиопередачи «духовного содержания» (я лично с этим столкнулась) непрофессионалами наложено вето: невежество правит бал, выходит?!    Что же этому противопоставить? И будет ли эффективным проект «Интеллект – это модно!», который с июня идет из столицы в регионы и предлагает «Год русского языка» (а он мало изменил языковую культуру общества в лучшую сторону – это очевидно) продлить «Годом чтения» в 2008-м?
- Сейчас «время дилетантов». Нередко люди работают не там, где им следовало бы трудиться. Они выбирают «свободное» (чаще всего «денежное» место). У нас юрист может ведать экономикой, а мебельщик – обороной. Неудивительно, что среди газетчиков и работников телевидения много случайных людей. Теперь в старших классах на русский язык выделяется всего один час, а ни литературу 2-3 часа. О какой грамотности и какой духовности можно говорить!
О проекте «Интеллект – это модно!» слышу впервые. Весьма странно звучит. Мода преходяща, ее проще применить к костюмерным делам. Неужели и ум (интеллект), проще говоря, наличие головы на плечах, стало явлением временным? А я-то, наивный, считал «Всадника без головы» чем-то исключительным, а тут, оказывается, «безголовость» - чуть ли не норма, и во спасение человека появляется соответствующая мода. И как долго эта мода продлится?!
Провозглашенный Президентом Год русского языка тихо завершается. Недавно был создан фонд «Русский мир» во главе с политиком В. Никоновым. Как выразился В. Путин, «цель фонда – распространение и развитие богатейшего культурного наследия России, важнейшей частью которого являются гуманитарные науки». Намерение благое, но, думаю, пока Роскультуру возглавляет М. Швыдкой (после него их несколько сменилось уже – авт.), говорящий о «смерти русской литературы» и считающий мат – «составной частью русского языка», должного продвижения не будет.
Система и еще раз система. По существу у нас каждый год должен являться Годом русского языка. Теперь заговорили о Годе чтения. Ну а кого будут читать? Прилавки завалены низкопробной художественной литературой. Попробуй-ка, отыщи в этом хламе «жемчужное зерно»!.. С 1992 года в стране закрыто более ста библиотек. А как комплектуются фонды действующих библиотек? Слёзы… Теперешние школьники отвыкли от чтения. Разумеется, влияют компьютеры, телевидение (смотреть проще, чем читать). Но дело не только в «технической революции»…
- В заключение три блиц-вопроса: над чем сейчас работаете, что читаете сами, как оцениваете состояние культурной жизни родного города?
- Блиц так блиц. О моей настоящей работе в лучшем случае узнаете задним числом. «Пишут, как любят, - без свидетелей» (Ю. Тынянов).
В чтении не отличаюсь «всеядностью». Читаю то, что не должно разочаровать. Последнее из прочитанных произведений – это повесть Н. Шипилова. Культурная жизнь Мурома не иссякла. Она, может быть, и не бьет фонтаном, но святые родники настоящего искусства не затянулись плавучей породой. Один мужской фольклорный ансамбль «Мурома» чего стоит!
 
Беседу провела Татьяна ДУШУТИНА,
член Союза журналистов России
Опубликовано в «Новой провинции»
а фрагменты - в «Голосе писателя» в январе 2008 г.
Получила много одобрительных отзывов читателей.
Фото автора
Юрий ФанкинЮрий Фанкин
 
Реклама Б1
Доска объявлений 

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 257 гостей.