Баннер Элекс
MUROM.ru
blank
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

Празднование Рождества Христова в Муроме в первой половине 17 века

Собор Рождества Богородицы. Фото из "Муромского Фотоальбома"
Тишину декабрьского утра раскатисто нарушает звон колоколов Рождественской соборной церкви. В одну минуту к нему присоединяются колокола других Муромских церквей, и над городом звучит многозвучный колокольный ряд.
 
Оживает город и посад. Открыты базарные ворота кремля. Еще темнота на улице, но уже в каждом дворе наблюдаются признаки оживления. В одном делают крестное знамение, а жители другого уже стоят на заутренней в церкви. После молитвословия все расходятся к домашним занятия. Тем более, что впереди не простой день, а праздничный. Праздник Рождества Христова.
 
С первыми проблесками дневного света оживляются торговые ряды на площади рядом с кремлем. Лавочники достаю из погребов и клетей свои товары. Воздух постепенно наполняется запахами снеди. На хороший торг надеется гостиной сотни Семен Семенов сын Черкасов. На улицах появляются бегущие холопы, которые по наказам своих хозяев спешат пригласить гостей на пир. Иногда встречаются сани с добрыми людьми, облаченными в соболиные или лисьи шубы. Семен Федоров сын Борисов, настойчиво стучит в соседние ворота двора в кремле Петра и Ивана Ивлевых детей Карева, желая пригласить их на пир. Особая суета заметна во дворе князя Василия Михайловича Болховского. В столовой, назначенной для пира, производят уборка, устилают ковры, на окнах вешают занавески, на карнизах кладут наоконники, на столы и лавки стелют нарядные скатерти и полавочники, заправляют свечи в паникадилы и устанавливают поставец посудой. Гостей ожидается много, поэтому столы устанавливают вдоль стены перед лавками. Готовится многое обилие питья и закусок.
 
Вот уже город и посад купаются в первых лучах солнца. На площади слышится зычный голос бируча: «А еже кто замечен будет в татях, тому кару нести по делам его». Ниже кремля на берегу реки Оки слышатся удары топоров и молотков. Там готовится место для народного гульбища. На льду реки собираются группы людей. По их поведению становится ясно, что они готовятся к кулачному бою. В прошлом году верх был за Спасской стороной. Но в этом году Нижегородская сторона пополнилась бойцами, на их сторону встали «кожевники». Вот уже четко выделяются две приблизительно равные толпы людей. По их разгоряченным крикам становится ясно, что пощады в этой схватке не будет ни кому. Забили в бубны. Скинуты зипуны и кафтаны и лед запестрел разноцветными, преимущественно красными рубахами. Раздается свисток, и враждебные стороны бросаются друг на друга. Бьются неистово и жестоко. Постепенно от свалки отваливаются окровавленные бойцы. По количеству оставшихся на ногах молодцев становится ясно, что сегодня верх за Нижегородской стороной. Битва постепенно затихает, бойцы и зрители возвращаются на берег, где молодые Муромцы показывают свою удаль. Из-за поворота со стороны Карачарова показывается группа молодцов на конях. Впереди всех на вороном скачет Михаил Семенов сын Чеадаев. Здесь же молодые юноши стреляют из лука в войлочное чучело и метают копье в кольцо, положенное на землю, юноши и девушки бегают взапуски друг за другом. Рядом парень в лаптях или башмаках, сплетенные из лозы и сапоги, в опашени или однорядки поверх холщовой рубахи и отрок в башмаках или сапогах из телячьей или конской кожи, в собольей или лисьей шубе. Но все обязательно подпоясаны. Здесь же девицы в венце или широкой повязке, вышитой золотом, покрытые или высокой шапкой или простой повязкой. И замужние женщины в волоснике или подбруснике на голове, покрытом поверх платком.
 
На самом же посаде появляется группа скоморохов. Они быстро заполняют Ильинскую улицу. Проходя мимо дворов, стучат в ворота и двери, созывая жителей на свое представление. Подойдя к улице Кожевников, они останавливаются и начинают представление. Одни из них играют на гуслях, другие дуют в гудки и дудки, третьи пляшут, четвертые показывают народу выученных собак и медведей. Особо веселят зрителей с масками на лице стихотворцы-потешники своими прибаутками и складными рассказами. Слышатся смех и громкие окрики на льду Козьей речки и Воскресенском ручье. Жители, очистив лед от снега, катаются там на коньках. Современному читателю покажутся смешными их коньки - деревянные подковы с узкими железными полосками, загнутыми впереди вверх. Со склонов оврагов дети и взрослые спускаются вниз на салазках. Снег забивается им в короткие порты, под рубахи и колпаки.
 
В полдень в самом городе и на посаде гости собираются на пиры. Князь Василий Болховской принимает гостей. По правую руку от него место для самого почетного гостя-стольника князя Фомы Дмитриевича Мезецкого. Далее располагаются дьяк Федор Опраксин, Петр Данилов сын Протасьев, дьяк Миня Грязнов, Василий Андреев сын Ивашев и другие Муромцы. Марфа жена князя Василия кланяется прибывшим гостям, становится у двери, наблюдает за пиршеством и руководит слугами, подающими блюда. Работы у них будет много. Князь Василий сажает за один стол с собой и гостями нищих, а после стола раздает им милостыни. За отдельным столом кормятся слуги, прибывшие с хозяевами. Застолье тянется до вечера. Гости упиваются и их складывают в холодную повалушку.
 
К вечеру священники из Муромских и близлежащих храмов ходят по домам и славят Христа. Хозяева угощают их разными яствами, в первую очередь круглыми калачами и перепечами, испеченными по случаю праздника. В горницах в домашнем кругу с приятелями и приятельницами под свет свечей хозяева поют песни, рассказываются сказки, загадываются желания, наряжаются и смешат друг друга. При этом девицы белятся и румянятся, налепливают красоту на щеки краску, размалевывают себе шею и руки красками, окрашивают ресницы и брови, тем самым искажают свою красоту и уродуют себя.
 
Другие молодые люди, нарядившись, бегают по городу и посаду, кличут коледу, поют под окнами и колдуют. Особым озорством отличаются Ивашка Трегубов и Гришка Калинин с товарищами, которые, нарядившись, встречая одинокого мужика, обжигают ему бороду. Начиная с этого дня, гулянья не прекращаются до дня Богоявления.
 
Все персонажи данного рассказа не вымышленные. Они действительно жили в Муроме в то время. Все места, указанные выше действительно существовали на карте Мурома того времени. Обряды и обычаи, описанные здесь, существовали на Руси в 17 веке. Автор позволил лишь себе смелость приписать отдельным муромцам те или иные поступки.
 
Ершов В.Е.
Прислано для Murom.ru
Реклама Б1
Муромский справочник

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 18 гостей.