Реклама Элекс
MUROM.ru
Проект обновления парка
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

 

Русский богатырь Илья из града Мурома

Хведченя С.Б.
(Опубликовано: Уваровские чтения II.
Материалы конференции. - М., 1994)

 
... Среди реликвий далекий времен, дошедших до наших дней, особое место занимают святые мощи былинного богатыря Ильи Муромца, хранящиеся в катакомбах Киево - Печерского монастыря. Это замечательный факт, так как в этом месте пересекаются реальность и эпос, былина. "Ветры перемен" пронеслись и над захоронением славного воина Ильи. В последнее время весьма усердно пропагандируется и разрабатывается версия не о муромском, а черниговском происхождении богатыря. В связи с этим возникает необходимость вновь вернуться в этому вопросу, дабы окончательно поставить точку над i.
 
Версия о второй родине Ильи Муромца возникла еще в прошлом веке. Ее отстаивал известный исследователь былин В. Миллер. Данная версия основана на измененном имени богатыря - Моровлин, записанном в 1595 году послом Императора Священной Римской империи Рудольфа II Эрихом Лясотой, хотя этот путешественник пробыл в Киеве всего три дня (7-9 мая 1594 г.) и записал некоторые легенды и басни со слов киевлян. Однако, исследователи очень серьезно отнеслись к его записям. На самом деле это могла быть просто досадная ошибка или неверный перевод имени богатыря на немецкий язык. Исследователи решили, что если Моровлин, значит из города Моровск (в старину Моривейск, Моровийск), что расположен близ Чернигова.
 
Справедливости рад, следует отметить, что город этот - древний. На этом месте было выявлено поселение эпохи бронзы скифского периода, а также раннеславянское поселение I-II вв. нашей эры и северянское VIII-IX веков. Археологи обнаружили остатки древнерусского города Моравийска, упоминавшегося в летописи под 1139 и 1152 годами.
 
Нашелся и город, название которого созвучно Карачарову - Крачев (Корачев), упомянутый в летописи под 1146 годом. Вот так получилось, что Илья богатырь не муромский, а черниговский и представлял не угро - финскую народность "мурома", а был северянином.
 
В подтверждении этой гипотезы приводились местные карачевские предания. Оказывается, неподалеку от Карачева расположено село Девять Дубов и протекает речка Смородинная. Еще сто лет назад старожилы показывали пень огромного дуба, на котором было разбойничье гнездо Соловья. Одним словом, налицо все необходимые атрибуты места действия былины "Илья Муромец и Соловей - разбойник".
 
Чтобы найти правильное решение вопроса о месте рождения Ильи Муромца, обратимся к обычной географической карте. Первое, что бросается в глаза - это удаленность Карачева от Моровийска. Если Муром и Карачарово расположены в непосредственной близости друг от друга, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. Говорить о "Моровийском городе Карачев" - полнейший абсурд.
 
Второе, что нельзя не заметить, - это то, что Муром, Карачев, Чернигов, Моровийск и Киев лежат на одной линии. То есть "дорожка прямоезжая" из Мурома проходила через село Девять Дубов. Нет никакого противоречия между былинами и карачевскими преданиями. Илья ехал из своего родного города Мурома в стольный Киев - град "через те леса, Брынские, через речку Смородинную", в окрестностях Карачева сразился в Соловьем - разбойником и с плененным душегубом приехал прямо в Великому киевскому князю Владимиру.
 
Здесь следует, пожалуй, отвлечься и упомянуть, что одна из версий происхождения имени Ильи основано именно на его первом подвиге - освобождении "Муравского шляха" или "Муравки" от злых разбойничьих шаек. Некоторые усмотрели подобие корня "мур" и слова "стена", встречающегося в славянских языках. Тогда бы прозвище Ильи "Стена" было бы равнозначно слову "богатырь", то есть человек непобедимый, стойкий, твердый. Есть и множество других версий, например в Киеве бытует версия о второй профессии Ильи - строителя крепостей ("муравить" - значит строить муры, стены).
 
Истинное происхождение имени богатыря кроется в его происхождении из города Мурома. На это же указывает и эволюция имени витязя за последние четыреста лет истории - от Муровленина - Моровлина - Муравича - Мурамеча - Муромского - Муромца и до Илья из града Мурома в последней редакции надписи над его захоронением, которая на мой взгляд, наиболее полно отвечает действительности.
 
Память и былинном Илье всегда свято хранилась на его родине - в селе Карачарове и городе Муроме. Здесь находится несколько надкладезных часовен, которые расположены над ключами, пробитыми копытами богатырского коня. Одну из этих часовен, по преданию, заложил сам великий муромский земляк. Имя знаменитого защитника земли русской запечатлено и в географических названиях сел Владимирской области России. Здесь мы находим Ильино, Илькино, Ильинское, Ильиногорск, Муромцево и множество других.
 
Нетленные мощи святого Ильи из града Мурома до сих пор почивают в пещерах Киево - Печерской лавры. Не так давно были проведены исследования мумии великого богатыря. Для получения объективных данных применялись самая современная методика и сверхточная аппаратура. Результаты исследования позволяют сделать поразительные выводы.
 
Прежде всего удивляет достаточно молодой возраст богатыря - 40-50 лет. Ввиду специфического заболевания его костей можно добавить к этой цифре еще десять лет - итого 55 лет. Это, мягко говоря, несколько не совпадает с содержанием былин, согласно которым он прожил 90, 150, 200 или даже более лет.
 
С другой стороны, внимательно перечитав былины, мы не найдем в них явного указания возраста Илья Муромца на момент совершения подвигов. Выражение "старый казак" еще не есть возраст Ильи, а лишь звание богатыря.
Весьма туманной и расплывчатой оказалась датировка времени смерти Ильи Муромца - XI-XII. Приблизительность, с которой был сделан этом вывод не делает чести экспертам, приводившим исследование на японской аппаратуре. Для уточнения выводов медики потребовали дополнительных исследований, которые тогда не были проведены. В настоящее время, как известно, лаврские пещеры возвращены церкви и проведение подобных экспертиз в перспективе весьма сомнительно.
 
Ученые, проводившие исследование. Не исключили возможность перенесением богатырем в юности паралича конечностей. Об этом свидетельствует явно выраженные дополнительные отростки на позвонках и искривлении позвоночника.
Пожалуй, одним из наиболее сенсационных выводов являлось то, что Илья Муромец не умер своей смертью, как предсказывали былины, а погиб в бою. Причиной его смерти стала обширная рана в области сердца. Пророчество калик перехожих, что "смерть тебе в бою не писана", к сожалению, не сбылось.
 
Сопоставляя данные последних исследований и уже известных нам ранее фактов, можно с большей степенью уверенности предположить, что Илья Муромец жил во второй половине XII века. В основе этих выводов лежит сообщение А. Кальнофойского из книги "Тератургима" (1638 года). Автор данной книги писал, что Илья жил за 450 лет до того времени, то есть в 1188 году. Теперь, зная приблизительный возраст богатыря, можно ориентировочно вычислить годы его жизни - между 1140 и 1210 годами.
 
Так два древних города - Киев и Муром, навсегда связало одно великое имя - Илья Муромец. В одном городе он родился, в другом совершил свои знаменитые подвиги и нашел последнее пристанище.

Доска объявлений

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 19 гостей.