MUROM.ru
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

 

Муромская семья в 16, 17 веках

В процессе развития человечества постепенно преобразовывались формы его общественного бытия. Зародившиеся в древнейшие времена родовые образования постепенно распадались на общины. Из общин выделялись семьи. В 16-17 веках на Муромской земле семья была основной первичной формой общественного существования людей. Семья жила в общине, придерживаясь существовавших тогда правил общинного поведения. Жизнь в ней позволяла переносить все невзгоды, опираясь на опыт поколений; совместный труд давал больше плодов. В сельской местности эта связь была более крепкой. Традиции, выработанные в общинах, свято соблюдались в семьях и определяли общественное бытие. Основой права являлись обычаи.
Для 16, 17 веков основной формой существования семьи был двор. От царского «двора» до двора бобыля. Двор, в зависимости от состояния хозяина, включал в себя одну или несколько жилых и хозяйственных деревянных, позднее и каменных построек. Семьи, проживающие на нем, подразделялись на отцову, братьев, вдовью и одиночную. Первая включала в себя родителей, их детей, с супругами и детьми. Вторая образовывалась несколькими братьями с их супругами и детьми. С вдовами проживали только младшие дети и не замужние дочери. Последняя семья состояла из одного хозяина с супругой и детьми. В конце 16 века наиболее частыми были отцовы дворы. Но в начале 17 века произошло изменение в податной политике, когда налог стали брать с души мужского пола. К этому времени земельные наделы на крестьянские дворы были почти уравнены. Получилось, что семьям, имевшим большое количество мужских душ, стало сложнее платить подати, так как количество земли на душу у них было меньше, чем в тех, где было 3-6 мужских душ. Сыновья выходили из отцовых семей, ставили совместно дворы и получали землю. Это привело к увеличению в первой половине 17 века семей братьев. Одиночные семьи на Муромской земле встречались крайне редко. Численность людей, проживавших на дворе, колебалась от одного да нескольких десятков человек. Точно установить количество членов таких семей не возможно, так в писцовых книгах того времени учитывались только лица мужского пола. Часто на дворе так же жили племянники и «соседи», в качестве которых значились люди, работавшие вместе с другими членами семьи на земле и по двору.
Уже в то время семья считалась полноценной, если в ней были мужья и жены. Неженатый мужчина не считался настоящим хозяином. «На него смотрят отчасти с сожалением, как на нечто не цельное, отчасти с презрением». Не даром из истории Руси до нас дошли пословицы: «В семье и каша гуще», «Семейный горшок всегда кишит». Семейный союз, скрепленный церковью, считался узаконенным и не разрывным. Семьи того времени наряду с выполнением семейных функций, таких как брак, воспитание детей, родственная общность, единый бюджет, являлись основным первичным производственным коллективом.
Единовластным хозяином в них являлся старший мужчина или женщина - вдова, при отсутствии мужа. Супруга отвечала за порядок на дворе и ведение домашнего хозяйства. Она была обязана следить за дворовой челядью, припасами, заниматься рукоделием, советоваться с мужем, с почитанием принимать гостей. Ее категорически запрещалось пить хмельное вино и выносить «ссор из избы». «Доброй женою муж благославен, число дней его удвоится. Жена добрая, и трудолюбивая, и молчаливая – венец своему мужу». Детям было завещано: «любите отца своего и мать свою, и слушайте их, и повинуйтесь им в боге и во всем…». Примерами почитания детьми своих родителей были их вклады своих вотчинных земель в дома монастырей «в помин о своем отце или матери», или об обоих. В конце 16 века только на Муромской земле в монастыри было дано такими детьми более двух десятков деревень с пустошами. Семьи поддерживали тесную связь с другими семьями своего рода, а так же с семьями своих супругов. Особенно это проявлялось во время праздников. На пример, на масленицу молодожены объезжали родственников жены и мужа, а затем принимали тех у себя.
Документы тех времен знакомят нас с хозяйственными правами женщин, жен землевладельцев, которые несколько расширялись в случае смерти мужей. Вдова получала часть вотчинных землевладений своего умершего мужа. При раздаче поместных землевладений бывшего мужа, вдова, имевшая детей, еще не готовых выйти на службу, получала прожиточное поместье. В последующем эти земли переходили ее детям, служившим на государя, которые обязаны были содержать свою мать до ее смерти. При повторном замужестве вдова могла передать свое прожиточное поместье новому мужу, если тот являлся служилым человеком. Таким же правом была наделена и дочь умершего землевладельца, получившая прожиточное поместье. Если после смерти отца, поместья получали взрослые уже служившие сыновья, то те так же содержали свою мать до ее смерти.
Со временем произошла индивидуализация семейного быта, особенно в городе. Но, не смотря на это, многие традиции средневековой русской семьи дошли до наших дней. Уважение между супругами, забота о детях, почитание родителей, забота о них со стороны детей и сохранение родственных связей вот основные краеугольные камни современной семьи.
В. Ершов
Доска объявлений

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 1 пользователь и 20 гостей.

Пользователи на сайте

  • web