MUROM.ru
Проект обновления парка
 
RSS  Страница ВК  Страница на Fb   Виджет Я          12+

 
 
 

 

Об истории Муромского шляха и озера Свято, на котором любят отдыхать муромцы

Остров Карта"Ноги" Сосны островХрам Новый автомост

Русаковский монастырь. Дедово и Озеро Большое Святое

Озеро Свято находится в самой глуби муромских лесов (Нижегородская область). Озеро имеет форму человека, или скорее скорчившегося эмбриона. У него есть "голова”, и "ноги”, которые подчеркнуты тремя ручьями, впадающими в озеро.
Озеро Свято в районе "ног". Озеро - карстового происхождения. Геологи говорят, что около 800 лет назад на территории нынешней Нижегородской области произошла какая-то катастрофа, в ходе которой тут и там образовались провалы, заполнившиеся водой. На дне Свято, как говорят предания, скрылась то ли деревня, то ли церковь, то ли монастырь. Само Озеро было запретной зоной, местом молитв и как бы моделью мира. "Ноги” – это низкий, подземный мир, там живет Сатана. "Голова” – место, напротив, святое, дошло до того, что в 1997 году, по настоянию общественности, прямо против "головы” поставили деревянную часовню, маркируя тем самым место стихийных молитв окрестных жителей. Про "голову” говорят, что когда-то в ней появилось изображение головы Иисуса, и ведь часовня тоже посвящена Его Нерукотворенному Образу. Три сросшиеся березы на берегу "головы”, или Крутомоя – символ св. Троицы, а 12 сосен на острое символизируют 12 апостолов, и остров ведь так и называется. Хотя "голова” как бы не соединяется с основным зеркалом озера, пускали окольцованных щук в Крутомое и вылавливали их в озере Свято. В этом Крутомое как-то поймали икону, всплывшую из того самого затопленного монастыря, и теперь она хранится в церкви в Дедово.

Часовня Нерукотворного Спаса на озере Свято, в районе "головы", 1997 г.

Есть легенда, что некий мужик поплыл на озеро удить рыбу, зацепил своей леской за что-то твердое, и вытянул веревку, потянув за которую, узрел крест и купол церкви. Мужик в ужасе отпрянул, лодка опрокинулась, и он мгновенно утонул (только непонятно, кто же донес эту историю до нас?). В 1972 году "все” видели, как вода в озере расступилась, и открылась дорога к Острову 12-ти апостолов. Правда, те, кто видят на острове не 12, а 13 сосен, называют его Чертов остров. Есть еще остров, на котором росла одинокая осина, символ Иуды, но ее срубили.

Озеро Свято. Плавающий (Красный) остров. В 1960-е годы водолазы ныряли в озеро, и нашли деревянный пол, на котором стоят вертикальные дубовые колонны, а к полу приделана цепь. Дно озера – говорят водолазы – это ад. Все завалено лесом, повсюду ямы, глубина озера 21 метр, а вода редко бывает теплее, чем 7 градусов.
Озеро и вправду вызывает к себе смесь уважения и безотчетного ужаса. Его воды кажутся мертвыми. Анализ показывает повышенное содержание серебра. Рыба есть, но ее видно только в погожий день, когда резвится она на мелководье на солнце. А так – молчит вода, птиц нет, растительности мало. Остров есть на озере один, из всех выделяется тем, что движется. На нем растет несколько берез. Движут его вешние льды – что ни год, стоит остров на новом месте. Как могут мощные деревья расти на клочке суши, не связанном со дном, неведомо. В селе Дедове, километрах в 2 от озера, есть церковь, которой в сентябре 2003 г. якобы исполнилось 350 лет. История храма, однако, куда глубже, и совсем не проста, хотя нынешнее сооружение выглядит никак не старше 1700-го (основной объем) и 1800-го (колокольня).

Храм в селе Дедове, 16-19 вв. Местное предание говорит, что некогда на этом месте возник Никольский мужской монастырь с Никольской же деревянной церковью, а монахи жили в землянках. Когда Иван Грозный с войском подошел к монастырю, его конь встал, и не хотел идти дальше. Тогда навстречу царю вышли из своих землянок монахи, или "деды”. Иван пообещал построить Никольский собор из камня, что и исполнил. Это отчасти подтверждается обнаруженной в советское время в церкви иконы Николы, на обороте которой было помечено, что она "поновлена в 1562 году”. В 1981 году ее похитили. Монастырь скоро исчез, только храм остался. Возникшее на его месте село назвали Дедово – в память о тех "дедах”. Писцовая книга за 1629 год фиксирует каменную Никольскую церковь, которую считает строением Ивана Грозного, и каменную же церковь Флора и Лавра, на тот момент даже еще не освященную. До наших дней она не сохранилась. Писцовая книга говорит, что село и окрестности населяли "мордва и татары”. В конце XVII в. церковь перестроили, сделав ее Спасской (она и сегодня так называется), а старый Никольский храм вошел в состав Спасской церкви как придел. Вот почему мы видим сегодня относительно новое сооружение и удивляемся, откуда взялась его древняя слава. Колокольню пристроили только в 1847 г. В 1950-е годы под куполом колокольни нашли странную надпись – "Мастер Григорисонов А.С. 1047 год”, а в другом месте "Григорьев 1081”. Про колокольню говорят, что под ней есть подвал, в котором спрятаны сокровища, и из нее же идет подземный ход на остров Красный озера Свято, тот самый, что плавает.

Ещё одна легенда гласит, что раньше в этих местах проходил Муромский шлях, в этих лесах шалили «лихие люди». Разбойники поджидали купцов, убивали, грабили и топили в озере. Награбленное прятали в дуплах деревьев и старых пнях. Наступило время, когда купцы перестали ездить по этой дороге – слишком опасно. Тогда местные жители решили убить разбойников коварным способом. Местные женщины отправились к ним в лес с вином, а в вино был намешан мак. Разбойники выпили вина, уснули, а местные мужики пришли, закололи их вилами, а трупы тоже выбросили в озеро. По ночам с озера доносились стоны и вздохи не похороненных по христианскому обычаю купцов и разбойников. Местные жители пригласили Арзамасского священника, чтобы тот прочитал отходную молитву над озером. Священник читал молитву и опускал в озеро серебряный крест. Крест был пудовый и вода дважды не принимала его - выталкивала на поверхность. После этого озеро назвали «Свято». Предание говорит, что некий Иван и его жена Степанида нашли в лесу подкинутую девочку-татарку и приняли ее к себе, окрестив Настасьей. Когда она выросла, в нее влюбился некий Князь, бывший тут же на богомолье. От этой любви у них родилась дочь Прасковья. Из церкви – Никольской – шел подземный ход к Русаковскому монастырю. Как-то князь пошел этим подземным ходом из церкви к монастырю, а Настя и ее дочь – лесом туда же. Когда Настя с дочерью пришли, то увидели, что Русаковский монастырь провалился под землю, и на его месте плещется озеро (Свято). Тут же пришли татары, и замуровали Настю с дочерью в подземном ходу. У озера с тех пор слышен ее плач. Про плач – это про эхо, подобного которому нет больше нигде. Эхо на озере Свято возвращает крикнутое четыре раза, причем совершенно без искажений, даже самые длинные фразы. Отец этого князя, в память о своем сыне и о Насте соорудил на Никольском храме особый крест – с полумесяцем, причем полумесяц символизировал татарку Настю.

Про этот Русаковский монастырь и село Русаки рассказывают еще вот что. Само название якобы происходит от того, что монахи грешили с русалками. Монастырь действительно существовал, встречается описание иконы Спаса из этого монастыря. Надпись на обороте иконы поясняет, что написана икона в Казани в 1591 году, дабы спастись от чумы, что в 1680 году она перенесена в Москву, и поновлена в 1691 году. Про монастырь говорят, что он провалился под землю между 1691 и 1764 (геологи этому не верят). В церкви как раз шло венчание. Тройка лошадей с пустой каретой сорвалась с места и так спаслась, прилетела в Дедово, и тем оповестила жителей о несчастье. Утром можно слышать, как звонят под водой колокола (то же говорят про Китеж). В полночь при свете луны под водой виден крест. Русаки встанут из воды в день Страшного суда.
В 1969 году якобы три женщины, идя на богомолье в Дедово, решили заночевать у озера, да приметили шатер, а в нем – двух по-старинному одетых мужиков. Мужики пустили их к себе, постелили спать на сундуках. В сундуках оказалось множество нательных крестов, причем один из мужиков, поразительно похожий на Николу Угодника, пояснил – "вот, теряют, а мы подбираем”. Поутру женщины обнаружили себя лежащими на голой земле, шатра, мужиков и сундуков след простыл.

Муромские археологи не уверены, что тут вообще было селение: мол, люди лепились к рекам, а не к озерам.

Источник: с сайта "Любовь без условий" (ссылка Сергея Волостнова в группе "Муром и Муромская земля").


См. также на эту тему: Топонимика Мурома и его окрестностей. А.А. Епанчин. Ч.4 » Топонимика селений (А - И) » Дедово
 
Муромский справочник

Виком Печати на Московской
в срок от 1 часа, а также:
штампы, пломбы, значки, магниты,
визитки, квитанции, бланки...
ул. Московская, 111, 1 эт., т.40066
vicom.murom.ru

 

Архив новостей:

 
Пнд Втр Срд Чтв Птн Сбт Вск
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
Реклама от Google
Сейчас на сайте 0 пользователей и 15 гостей.